Микроэкономика
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Микроэкономика"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
«Конкуренция: виды, место и роль в современном хозяйственном механизме» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие конкуренции в обществе.
Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Андрианов В., Ищенко А.Н., Слепаков С.С., Стрелец И.А., Станковская И.К. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – современные экономические отношения.
Предмет исследования – конкуренция в современном хозяйственном механизме.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть конкуренцию: ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать понятие и функции современной конкуренции;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о характеристике видов конкуренции;
3.Рассмотреть место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Конкуренция: понятие, виды, функции
1.1. Понятие и функции современной конкуренции
Конкуренция, как форма рыночных отношений, представляет собой состояние взаимозависимости, соперничества, противоборства между субъектами хозяйственной деятельности, отраслями и регионами, в которых проявляются преимущества технико-технологических, организационных, экономических, политических, социальных и иных ресурсов и возможностей как минимум одного из соперников, реализуемые в выборе экономически наиболее эффективных способов достижения одинаковых целей.
Как явление, она обладает рядом характеристик, имеющих общетеоретический смысл и конкретные формы выражения (применительно к субъектам, отраслям, рынкам и пр.) и возникает на рынке в ситуации, когда существует множество альтернатив, этим создается возможность выбора продавцов, покупателей, условий сделок, товаров и услуг .
Главная задача конкуренции – обеспечение через полезность для субъектов рынка, выгодных для всего народного хозяйства результатов деятельности по производству и реализации общественного продукта.
Лежащая в основе конкуренции свобода предпринимательской деятельности, выбора, потребления, призвана обеспечить в развитии рынка реализацию ряда регулирующих функций, в числе которых:
• алокационная, достигаемая посредством взаимодействия спроса и предложения, и, состоящая в оптимальном размещении производственных факторов;
• инновационная, состоящая в мотивации субъектов рынка к обновлению продуктов и производственных методов;
• распределительная, обеспечивающая распределение доходов в соответствии с результативностью деятельности субъектов рынка;
Содержание работы
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Конкуренция: понятие, виды, функции 5
1.1. Понятие и функции современной конкуренции 5
1.2. Характеристика видов конкуренции 7
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 15
2.1. Особенности современной конкуренции 15
2.2. Пути повышения конкурентоспособности российских отраслей 22
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
«Конкуренция: виды, место и роль в современном хозяйственном механизме» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие конкуренции в обществе.
Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Андрианов В., Ищенко А.Н., Слепаков С.С., Стрелец И.А., Станковская И.К. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования современные экономические отношения.
Предмет исследования конкуренция в современном хозяйственном механизме.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть конкуренцию: ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать понятие и функции современной конкуренции;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о характеристике видов конкуренции;
3.Рассмотреть место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Конкуренция: понятие, виды, функции
1.1. Понятие и функции современной конкуренции
Конкуренция, как форма рыночных отношений, представляет собой состояние взаимозависимости, соперничества, противоборства между субъектами хозяйственной деятельности, отраслями и регионами, в которых проявляются преимущества технико-технологических, организационных, экономических, политических, социальных и иных ресурсов и возможностей как минимум одного из соперников, реализуемые в выборе экономически наиболее эффективных способов достижения одинаковых целей.
Как явление, она обладает рядом характеристик, имеющих общетеоретический смысл и конкретные формы выражения (применительно к субъектам, отраслям, рынкам и пр.) и возникает на рынке в ситуации, когда существует множество альтернатив, этим создается возможность выбора продавцов, покупателей, условий сделок, товаров и услуг .
Главная задача конкуренции обеспечение через полезность для субъектов рынка, выгодных для всего народного хозяйства результатов деятельности по производству и реализации общественного продукта.
Лежащая в основе конкуренции свобода предпринимательской деятельности, выбора, потребления, призвана обеспечить в развитии рынка реализацию ряда регулирующих функций, в числе которых:
алокационная, достигаемая посредством взаимодействия спроса и предложения, и, состоящая в оптимальном размещении производственных факторов;
инновационная, состоящая в мотивации субъектов рынка к обновлению продуктов и производственных методов;
распределительная, обеспечивающая распределение доходов в соответствии с результативностью деятельности субъектов рынка;
контрольная, направленная на предотвращение развития стойкой экономической (рыночной) власти.
Для того чтобы конкуренция на рынке оказывала воздействие, реализующее перечисленные функции, и это давало позитивные результаты, рынки должны обладать определенными свойствами. В течение длительного периода идеалом конкурентной политики считалась полная конкуренция, предполагающая на рынке ситуацию множества продавцов, реализующих свои товары и услуги значительному числу покупателей (однородное благо) при максимально возможной информированности участников данного рынка.
Однако в современных условиях в виду существенного развития рынков, характеризующихся известными чертами олигополии, вследствие изменения рыночных реалий, изменились и представления о предпосылках эффективности конкуренции. Например, реализация инновационной функции конкуренции на рынке требует производства новых продуктов, а, следовательно, не может быть осуществлена в границах прежней рыночной структуры: производство новых продуктов, требует новых рынков, а на этих рынках действуют олигополии, то есть, как правило временно, один или несколько продавцов.
Инновации обычно связаны с экономией затрат ресурсов, а, следовательно, с возможностью развития среднего и даже мелкого производства, не уступающего крупному .
Современная монополия ведет, с одной стороны, к увеличению предложения продукта, с другой стороны - к увеличению числа участников рынка, то есть, в конечном итоге, к новому уровню развития конкуренции .
Таким образом, статичная модель полной конкуренции с учетом ее инновационной функции и производственной эффективности в современных условиях не может рассматриваться как идеал конкурентной политики.
1.2. Характеристика видов конкуренции
Конкуренция изначально была и остается формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Она обуславливается суверенным правом каждого из субъектов данных взаимоотношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных производителями целей за счет ущемления интересов других.
В экономической литературе понятие «конкуренция» является достаточно многозначным, но так или иначе подразумевает соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
На сегодняшний день можно провести следующую классификацию видов конкуренции, которые соответственно различаются принципами и механизмами взаимодействия субъектов и объектов экономической системы:
- по формам соединения потребителя и производителя;
- по характеру удовлетворения потребностей;
- по методам осуществления конкуренции (рисунок 1).
Использованная литература
- Федеральный закон «О защите конкуренции». М.: Омега-Л, 2006.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от10 мая 2006 года // Российская газета. 2006, 11 мая.
- Александрова Л., Абрамова М. Экономика. Экономическая теория. Вопросы и ответы. Издательство: Юриспруденция, 2001. 244 с.
- Амосова, В. В. Экономическая теория: учебник для экон. спец. вузов / В. А. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. СПб.: Питер, 2001.
- Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 47-57.
- Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. 234 с.
- Большой экономический словарь. По ред. А.С. Азрилияна. М.: Ин-т Новой экономики. 2005. С.846.
- Ищенко А.Н., Слепаков С.С. Некоторые особенности современной конкуренции в условиях рыночной экономики. Филиал СевКавГТУ г. Пятигорск. 15 с.
- Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России II Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3. С. 54-60.
- Лукаш Ю.А. Как выживать в условиях конкуренции. Издательство: ГроссМедиа, 2007. 80 с.
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. C. 224.
- Овчинников В. В. Глобальная конкуренция. Издательство: "Институт экономических стратегий", 2007. 360 с.
- Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач. Издательство: КноРус, 2005. 464 с.
- Портер М. Конкуренция Michael E. Porter on Competition. Издательство: Вильямс, 2006. 608 с.
- Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М., 2005. Гл. 12.
- Розанова Н. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.: МАКС Пресс, 2001.
- Сален П. Конкуренция. Издательство: Нева, 2004. 96 с.
- Сидоров В.А. Общая экономическая теория. Учебник для вузов. Издательство: Элит-2000, 2006. 526 с.
- Симкина Л.Г. Экономическая теория. Издательство: Питер, 2006. 384 с.
- Соколов А. Выбор научно-технологических приоритетов // Человек и труд. 2000. № 8. С. 56-61.
- Стрелец И.А., Станковская И.К. Экономическая теория. Учебник - 3 изд. Издательство: ЭКСМО, 2007. 448 с.
- Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии в структурно-логических схемах. Учебно-методическое пособие. Издательство: ДиС, 2007. 272 с.
- ТирольЖ. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Под ред. Гальперина В.М., и Зинкевича Н.А. СПб, Экономическая школа, 2004. 341 с.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Том II. М., 2002. Гл. 11. 214 с.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реорганизация теории стоимости. М.: Экономика, 2006. 231 с.
- Чувин В.А. Недостающее звено в создании конкурентоспособной техники // Обновление про¬дукции и конкурентоспособность. М.: Знание, 2002. С. 38-14.
- Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. М.:Юристъ, 2002. 896 с.
- Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск № 3. М.: Научный эксперт, 2006.
- Якушев Р. Экономическая теория. М.: Гадарики, 2005.