Российская модель рыночной экономики
Дипломная по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Российская модель рыночной экономики"
Автор работы: Соловьёв Александр
Страниц: 60 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эту проблему я нашел наиболее актуальной и достойной рассмотрения как всеобщей, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью работы является попытка рассмотреть вопросы, правильные ответы на которые определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Объектом исследования является рыночная экономика РФ.
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении формирования рыночной экономики в России.
Поставленная цель решается с помощью ряда задач:
- Представить объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства,
- привести понятие и особенности рынка,
- Показать особенности российской модели переходной экономики
- проанализировать недостатки и их преодоление в настоящее время
- выявить перспективы развития рыночной экономики в России
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.д.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика.
Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться .
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. А это в первую очередь является результатом грамотной фискальной политики государства.
Однако для правильного осуществления поставленных перед фискальной политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней.
И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Глава 1. Российская модель рыночной экономики
1.1 Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства
Эволюция всех известных человеку экономических систем происходит как следствие поиска способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены - потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста про¬изводительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообраз¬ных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь, повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во-вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.
Разделение труда и специализация трудовых функций
Разделение и специализация труда - это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, вызывает соответствующее увеличение производительности труда. Отделение друг от друга различных профессий и занятий вызывалось именно этим пре¬имуществом.
Преимущества разделения труда были слишком очевидны и использовались еще в древнейших формах примитивного об¬щинного хозяйства. Результаты разделения труда для хозяй¬ственной жизни в целом легче всего уяснить, если проследить его в какой-либо конкретной отрасли экономической деятель¬ности людей. Но в любой отрасли прогресс в развитии произво¬дительности труда, прирост количественных и качественных
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Российская модель рыночной экономики 6
1.1 Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства 6
1.2 Понятие и особенности рынка 12
1.3 Переходная экономика как система 21
1.4. Инструменты реализации экономических функций государства 23
Глава 2. Преимущества и недостатки рыночной экономики 33
2.1 Особенности российской модели переходной экономики 33
2.2 Экономическая реформа в России 36
2.3 Недостатки и их преодоление в настоящее время 40
2.4 Перспективы развития рыночной экономики в России 46
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Использованная литература
- Нормативно-правовые акты
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.)
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.)
- Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин). // Финансы. 2002. №8. с.16-20.
- Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. N 5. 2001. с. 6.
- Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы. 2002. №10. с.19-23.
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год.» // Финансы. 2001. №5. с.3-6.
- Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ). // Финансы. 2002. №3. с.3-13.
- Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. N 14. 2000. с. 4.
- Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики. // Экономист. 2002. №6 . с.53-63.
- Гореглад В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики. // Экономист. 2000. №5. с.53-60.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 861с.
- Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. М.: 1994. 617 с.
- Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. 1997. №3. С. 12.
- Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г. 247 с.
- Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г. 512 с.
- Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. 1998. № 5. С. 18.
- Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 6. С. 12.
- Налоговая политика не должна быть оторвана от практики // Российский налоговый курьер. N 21. 2002. с. 13.
- Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 // Российская газета. 1992. №1. С. 5
- О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ // Российская газета. 2003. №2. С. 3.
- Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики // Экономист. 1998. №6 с. 19.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. 480 с.
- Родионова В. М. Финансы. - М.: ПРИОР, 1993. 412 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат.сб. М.: Госкомстат России, 2002. с. 660.
- Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году // Финансы. 2001. №9. с.3-6.
- Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс. 1996. 412 с.
- Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000. 354 с.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Г. В. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. 381 с.