Государственное регулирование экономики.
Дипломная по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Государственное регулирование экономики."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 79 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
2Введение
Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комп-
лекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение
жизни и здоровья человека, решение демографических проблем,
уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бед-
ности.
Государственное регулирование экономики - форма управления
экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государс-
твенных органов на экономические процессы. Оно применяется в ус-
ловиях, когда объект управления непосредственно не подчинен
субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.
Государственное регулирование экономики охватывает все сто-
роны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание
уделяется регулированию отношений собственности и предпринима-
тельства, инвестиций и структурной перестройке отраслей матери-
ального производства, социального развития и рынка труда, фина-
нсового рынка и денежного обращения, внешнеэкономической дея-
тельности. И в этой связи определенное вмешательство государства
в экономические и социальные процессы представляется совершенно
необходимым.
В данном случае, государству отводится ведущая роль в соз-
дании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юри-
дических лиц в развитии производственных отношений; гарантии бе-
зопасности в политической, социальной, экологической, оборонной
и других сферах; разработке программных и прогнозных документов,
стратегии действия долгосрочного и краткосрочного характера с
ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходи-
мых ограничений хозяйственной деятельности и контроле за их соб-
людением. Практическое значение государственного регулирования
экономики состоит в обеспечении развития инфраструктурных отрас-
лей экономики, подавлении негативных проявлений рыночного меха-
низма, осуществлении заботы о подрастающем поколении, поддержи-
вании образования и культуры общества, субсидировании экологи-
ческих программ и организаций. Кроме того от государства требует-
ся регулирование деятельности крупных моноплий, пресечение недоб-
росовестной конкуренции.
Осуществляемые с 1992г. в стране реформы ведут к изменению
характера участия государства в хозяйственной деятельности, сок-
ращению доли государственной собственности, созданию экономичес-
- 2 -
ких условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышаю-
щих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных решений.
Государственное регулирование экономики ставит своей целью соз-
дание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на вы-
бор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся фак-
торов производства.
Государственное регулирование в современных условиях пред-
полагает установление общих правил и порядка, ответственности за
их соблюдение и исключает прямое вмешательство в деятельность
экономических структур. Политику Правительства РФ в этом направ-
лении, озвучил в январском интервью программе "Зеркало" (телека-
нал РТР) Президент Российской Федерации В.В.Путин: 1 "Мы 0 1никогда не
1должны говорить о том, что государство должно напрямую вмешивать-
1ся в 0 1экономику. Государство должно выполнять другую 0 1функцию. Оно
1должно создавать внятные и понятные эффективные 0 1правила и, самое
1главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии этих
1правил".
Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе
регулирования экономики, базируются на показателях, характеризу-
ющих уровень экономического развития и качества жизни: продолжи-
тельность жизни человека, уровень занятости, уровень знаний,
состояние окружающией среды; некоторые макроэкономические пока-
затели (например валовой внутренний продукт и национальный до-
ход).
Целью работы является выявление особенностей государствен-
ного регулирования экономики на современном этапе развития об-
щества и экономики. Задачами проводимого исследования являются:
доказательство необходимости государственного регулирования эко-
номики, исследование научных основ и методов государственного
регулирования; изучение роли Правительства в регулировании эконо-
микой; анализ зарубежного опыта государственного регулирования
экономикой и оценка возможности его использования для России;
анализ системы отношений собственности в Российской Федерации и
роли программы разгосударствления и приватизации в развитии кон-
курентной среды и становлении рыночных отношений в России; исс-
ледование регулирования инвестиций; изучение антимонопольной по-
литики государства на современном этапе; исследование сферы ма-
териального производства, как объекта государственного регулиро-
- 3 -
вания; раскрытие сути экономического планирования и прогнозиро-
вания в условиях рыночной экономики. Необходимо проанализировать
также бюджетное, валютное, таможенное регулирование, регулирова-
ние рынка труда, раскрыть роль государственных программ, планов
и заказов.
Информационной базой работы являются данные Росстатагенс-
тва за 1998-1999 годы, тематические и научные публикации в учеб-
ной и периодической печати (в первую очередь в журналах "Эконо-
мист", "Вопросы экономики", "Проблемы теории и практики управле-
ния").
Нормативной основой государственного регулирования экономи-
ки является Закон " 1О государственном прогнозировании и програм-
1мах социального развития РФ" 0 от 20.07.1995г. N-115-ФЗ, Указы
Президента РФ " 1О некоторых мерах по обеспечению государственного
1регулирования экономикой" 0 N-1200 от 10.06.1994г.; " 1Об основных
1положениях государственной программы приватизации государствен-
1ных и муниципальных предприятий РФ после 1 июля 1994г." 0 N-1535
от 22.07.1994г.; " 1О мерах по обеспечению государственного финан-
1сового контроля в РФ" 0 N-1095 от 25.07.1996г. и некоторые другие
правовые акты.
.
- 4 -
2I. Основы методологии и организация государственного регу-
2лирования экономики.
_1.1 Необходимость государственного регулирования экономики.
Необходимость государственного регулирования в условиях ры-
ночной экономики определяется тем, что рыночный механизм не поз-
воляет решить многие проблемы экономического и социального раз-
вития страны. Можно назвать следующие проблемы, решить которые
невозможно без использования инструментов государственного воз-
действия на экономические и социальные процессы:
2а) 0 _Проблема справедливого распределения доходов между всеми
_гражданами страны.
Рыночный механизм саморегулирования обеспечивает достаточ-
ный уровень доходов только участникам рыночных отношений, но
значительная часть населения страны непосредственно не участвует
в рыночных экономических процессах - это работники таких отрас-
лей как образование, здравоохранение, культура, наука и некото-
рых других. В этих отраслях сфера распространения рыночных отно-
шений относительно узкая. Не являются непосредственными участни-
ками рыночных отношений и такие категории граждан как учащиеся,
пенсионеры.
Использование только рыночных механизмов управления не поз-
воляет обеспечить достаточный уровень доходов этой части населе-
ния, т.к. они не производят и не продают продукцию, не оказывают
услуг и таким образом не имеют собственных доходов.
Но эта часть населения выполняла и выполняет обществен-
но-полезные функции и их трудовая деятельность необходима для
нормального экономического, социального, духовного развития
страны и для нормального функционирования рыночной экономики и
поэтому эта часть населения имеет право на соответствующий стан-
дарт жизненного уровня.
2б) 0 _Проблема безработицы . также, как правило, возникает в процесе
развития рыночной экономики. Чрезмерный уровень использования
только рыночного механизма управления экономическими и социаль-
ными процессами не позволяет обеспечить постоянным даже тот уро-
вень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудос-
пособного населения.
- 5 -
Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями пока-
зал, что уровень безработицы не должен быть выше этого норматив-
ного уровня. Его превышение означает возникновение и развитие
каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий
для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ре-
сурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения.
Уровень безработицы ниже этого норматива, как ни странно тоже
нежелателен, т.к. возникают трудности в развитии рыночной эконо-
мики: дефицит трудовых ресурсов на рынке труда и как следствие -
снижение темпов развития производства.
В условиях, когда государство не участвует в регулировании
экономических и социальных процессов, как правило фактический
уровень безработицы превышает этот норматив, так фактический
уровень безработицы в странах Европейского Союза в 1998г. соста-
вил примерно 10%, и это доказывает, что рыночный механизм самос-
тоятельно не справляется с этой проблемой.
2в) 0 _Проблема инфляции . - состоит в наличии чрезмерного количества
денежных знаков в сфере обращения. Мировой опыт развитых стран с
рыночной экономикой также выявил определенный условный норматив
инфляции - 2-3% в год. Если фактический уровень инфляции превы-
шает этот норматив, то возникают отрицательные экономические и
социальные последствия: снижается заинтересованность хозяйствую-
щих субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей
деятельности, т.к. происходит обесценивание будущих расходов их
хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в
результате вложения средств они извлекут соответствующий объем
прибыли. Социальные последствия россияне уже неоднократно испы-
тали на собственном опыте: в результате высокого уровня инфляции
резко снижается жизненный уровень населения, т.к. потребитель-
ские цены повышаются.
2г) 0 _Проблема обеспечения постоянных достаточно высоких темпов на-
_учно-технического прогресса. . Хозяйствующие субъекты, несомнен-
но, заинтересованы в применении результатов технических иссле-
дований, которые могут улучшить параметры хозяйственной деятель-
ности по различным направлениям, снизить себестоимость продук-
ции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой
продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Относительно
этой формы научно-технического прогресса рыночный механизм очень
Содержание работы
2Введение 0.....................................стр.1
2I. Основы методологии и организация государствен 0-
2ного регулирования экономики 0...................стр.4
1.1 Необходимость государственного регулирования
экономики.....................................стр.4
1.2 Научные основы и методы государственного регу-
лирования экономики...........................стр.8
1.3 Система органов государственной власти и функ-
ции правительства в регулировании экономики...стр.14
1.4 Опыт государственного регулирования экономики
в зарубежных странах..........................стр.18
2II. Государственное регулирование отношений
2собственности и предпринимательства 0............стр.27
2.1 Система отношений собственности в Российской
Федерации и программа разгосударствления и
приватизации..................................стр.27
2.2 Сущность антимонопольной политики государства.стр.36
2.3 Государственное регулирование инвестиций (на
примере Нижегородской и Новогородской облас-
тей)..........................................стр.43
2III. Государственное регулирование развития
2материального производства 0.....................стр.49
3.1 Сфера материального производства как объект
государственного управления...................стр.49
3.2 Роль финансово-кредитных, инвестиционных и на-
логовых рычагов в регулировании материального
производства..................................стр.53
3.3 Регулирование рынка труда.....................стр.56
2IV. Государственное регулирование финансового 0 2рынка
2и внешнеэкономической деятельности, 0 2как важных
2элементов эффективного развития материального
2производства 0....................................стр.63
4.1 Сущность и возможности регулирования денежного
обращения и рынка ценных бумаг................стр.63
4.2 Государственное регулирование внешнеэкономичес-
кой деятельности и валютное регулирование.....стр.65
4.3 Направления совершенствования регулирования фи-
нансового рынка и внешнеэкономической деятель-
ности в современных экономических условиях....стр.70
2Заключение 0...................................стр.73
2Литература 0...................................стр.76
2Приложения 0...................................стр.79
Использованная литература
- Указ Президента РФ " 1О некоторых мерах по обеспечению госу-
- 1дарственного регулирования экономики" 0 N-1200 от 10.06.1994г.
- 2. Указ Президента РФ " 1Об основных положениях государственной
- 1программы приватизации государственных и муниципальных предп-
- 1риятий РФ после 1 июля 1994г." 0 N-1535 от 22.07.1994г.
- 3. Указ Президента РФ " 1О мерах по обеспечению государственного
- 1финансового контроля в РФ" 0 N-1095 от 25.07.1996г.
- 4. Указ Президента РФ " 1О некоторых мерах по регулированию ес-
- 1тественных монополий" 0 N-220 от 28.02.1995г.
- 5. Указ Президента РФ " 1О первоочередных мерах по усилению систе-
- 1мы валютного контроля в РФ" 0 N-1163 от 21.11.1995г.
- 6. Федеральный закон " 1О государственном прогнозировании и прог-
- 1раммах социального развития РФ" 0 N-115-ФЗ от 20.07.1995г.
- 7. Федеральный закон " 1О внесении изменений и дополнений в Закон
- 1РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятель-
- 1ности на товарных рынках" 0 N-83-ФЗ от 25.05.1995г.
- 8. Федеральный закон " 1О государственном регулировании внешнетор-
- 1говой деятельности" 0 N-157-ФЗ от 13.10.1995г.
- 9. Федеральный закон " 1О федеральном бюджете на 2000 год"
- N-227-ФЗ от 31.12.1999г.
- 10. Постановление Правительства РФ 1 "О государственной программе
- 1демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ
- 1(основные направления и первоочередные меры)" 0 N-191 от
- 09.03.1994г.
- 11. Постановление Правительства РФ 1 "Об утверждении положения о
- 1министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике
- 1и поддержке предпринимательства" 0 N-793 от 12.07.1999г.
- 12. Инструкция ЦБ РФ и ГТК России " 1О порядке 0 1осуществления валют-
- 1ного контроля за поступлениям в РФ выручки от 0 1экспорта това-
- 1ров" 0 N-86-И и N-01-23/26541 (соответственно) от 13.10.1999г.
- 13. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании ры-
- ночной экономики // Вопросы экономики, 1998.- N-2. - с.4-12.
- 14. Абалкин Л. Альтернатива проводимому курсу есть! // Экономика
- и жизнь, 2000, - N-2. - с.2-3.
- 15. Войтенко В. Конкуренция, совершенная и несовершенная //
- ЭЖ-Гостинный ряд, 2000, - N-7. - с.4-6.
- - 77 -
- 16. Ву Нам Д. Опыт экономического развития Республики Корея в ус-
- ловиях рыночной системы, М: Сотрудничество, 1993г.
- 17 Головачев В. Где в СНГ жить лучше // Экономика и жизнь, 2000,
- - N-9 - с.32.
- 18. Гришин Л., Евдокимов Ю. Знать чем управлять // Экономика и
- жизнь, 2000, - N-9. - с.12-13.
- 19. Гусева К. Государственное регулирование частных инвестиций //
- Экономист, 1999г, - N-5. - с.44-51.
- 20. Дмитриева В., Чувилин Е. Государственное регулирование и
- контроль цен в капиталистических странах, М: Финансы и ста-
- тистика, 1991г.
- 21. Жуков С. Роль государства в сотворении "южнокорейского чуда",
- М: Глория, 1994г.
- 22. Иванова Г., В "спящие" регионы денежные реки не текут //
- Экономика и жизнь, 2000, - N-11. - с. 28.
- 23. Кузнецов В. Каждый день - хоть небольшой шаг вперед, //
- ЭЖ-Гостинный ряд, 2000, - N-10. - с.4-5.
- 24. Кузнецова О. Новгородская и Псковская области: экономическое
- положение и факторы развития. // Вопросы экономики N-11 -
- 1998, с. 143-154.
- 25. Маршев В., Телешова И. Об управлении в государственном и
- частном секторах // Проблемы теории и практики управления,
- 1999. - N-5. - с.46-50.
- 26. Некипелов А. Впереди всех по либерализму // Экономика и
- жизнь, 2000, - N-3 - с.8-9
- 27. Парсаданов Г. Каким должно быть государственное планирова-
- ние, // Проблемы теории и практики управления, 1995,- N-2. -
- с.36-40.
- 28. Пикулькин А. Система государственного управления, учебник, М:
- Юнити, 1997г.
- 29. Пикулькин А., Морозова Т. Государственное регулирование эко-
- номики и социальный комплекс, учебное пособие, М: Финстатин-
- форм, 1997г.
- 30. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // Интернет-сайт каби-
- нета министров РФ, 2000г.
- 31. Синягов А. Государственное управление при формировании рыноч-
- ных отношений // Экономист, 1997, - N-9. с.42-50.
- 32. Соловьев Ю. Нам не дано предугадать // Экономика и жизнь,
- - 78 -
- 2000, - N-12. - с.22-23.
- 33. Степанова Е., Струков В. Внешняя торговля: ждем за морем по-
- годы. // Экономика и жизнь N-6 - 2000, c.1
- 34 Тарасова В. Толковый словарь рыночной экономики, М: Сотрудни-
- чество, 1993г.
- 35. Шалашов В., Шалашова Н. Новое в валютном регулировании, М:
- Финстатинформ, 1996г.
- 36. Шипаев В. Южная Корея в системе капиталистического хозяйства,
- М: Финстатинформ, 1991г.
- 37. Шмелев Н., Новый этап российских реформ: пределы и возможнос-
- ти // Вопросы экономики, 1997, - N-12. - с.4-15. Приложение 1