ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ."
Автор работы: Валентина
Страниц: 50 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей управления государственным долгом.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
понять, в чем заключается суть государственного долга и какие виды долга существуют;
каковы причины возникновения долга в Российской Федерации
раскрыть этапы управления долгом
какие существуют оптимальные решения по управлению государственным долгом;
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2008-2010гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ
1. Сущность государственного долга
Для разработки концепции государственной политики управления долгом важно определить, что является объектом управления, т.е. само понятие государственного долга, а так же проанализировать основные тенденции в современной долговой политике России.
Государственным долгом называется сумма всех непогашенных на данный момент времени долговых обязательств государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая начисленные по ним проценты, штрафы и пени, а так же обязательства по предоставленным государственным гарантиям.
В состав государственного долга помимо традиционных видов государственных обязательств включаются обязательства государства по выплате пенсий, по предоставлению налоговых и таможенных льгот и т.п.
Так же различают собственно государственный долг, охватывающий обязательства центрального правительства всех органов власти. В международной статистике, использующей методологию платежного баланса, часто указывается совокупный государственный долг.
1.1 Виды государственного долга.
Государственный долг различают внешний и внутренний. Для их разграничения используются резидентный и валютный признаки. Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ. Эту методологию использует Минфин РФ. Банк России для разграничения государственного внутреннего и внешнего долга использует резидентный признак, относя к внешнему долгу обязательства по ценным государственным бумагам, принадлежащим нерезидентам, в том числе и выраженным в рублях.
Содержание работы
Введение...3 стр.
1. Сущность государственного долга5 стр.
1.1. Виды государственного долга5 стр.
1.2. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации.7 стр.
2. Управление государственным долгом19 стр.
2.1. Этапы управления государственным долгом..22
2.2. Оптимальное управление государственным долгом...24 стр.
2.3. Стратегия управления государственным долгом...27 стр.
3. Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации...31 стр.
Заключение...46 стр.
Список использованной литературы...49 стр.
Использованная литература
- (1)Законы и законодательные акты Российской Федерации
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство «Омега-Л», 2007г. 277 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2008
- Федеральный Закон №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008.
- (2) Нормативные акты органов государственного управления
- Постановление Правительства Российской Федерации №980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 17.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации,1998г., № 34, ст. 4098
- Постановление Правительства Российской Федерации №1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.1999г. и выпущенных в обращение до 17.08.1998г.» от 25.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998г., №35, ст. 4409
- Постановление Правительства Российской Федерации №1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии» от 29.11.1999г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 49, ст. 5999
- Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184
- (3)
- Абрамов А. Кризис российского фондового рынка 2008 года: внешние факторы или внутренние механизмы // Экономическая политика. 2008. №6.
- Алехин Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие / Б.И. Алехин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Перспектива, 2007. 256 с.
- Государственный и муниципальный долг: учеб-метод. пособие / Под ред Л.И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2007
- Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с
- Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004. 224 с.
- Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. М.: «Экономика», 2003. 393 с.
- Хейфец Б.А. Долговая политика России. М.: «Экономика», 2007. 104 с.
- (4) Интернет-источники
- http://www.rian.ru/
- http://www1.minfin.ru/
- http://www.economy.gov.ru/