Условия способствующие координации олигополии
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Условия способствующие координации олигополии"
Автор работы: Юлия
Страниц: 34 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм (от 2 до 10). Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно.
Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.
Таким образом, выявление условий, способствующих координации олигополии, особенно важно для экономики в условиях ее развития и становления. Олигополия сама по себе не способствует развитию частного бизнеса от мелкого к крупному.
Целью данного исследования будет выявление условий, способствующих координации олигополии. Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
Глава 1. Условия, способствующие координации олигополии
1.1 Открытые и тайные соглашения
Сговор (collusion) для обеспечения монопольных цен и прибылей — мера, к которой относятся с почтением, если не с благоговением. Этот метод практиковался в Древнем Вавилоне, Греции и Риме. Адам Смит мудро заметил, что «люди из одной отрасли иногда встречаются, даже для развлечения и веселья, но разговор заканчивается тай¬ным от общества сговором или неким размышлением о том, как повысить цены». Прибыли отрасли не могут быть выше, чем когда фирмы устанавливают цены на мо¬нопольном уровне — т.е. на уровне, который можно установить, если одно максими¬зирующее прибыль предприятие контролирует производство в отрасли. Однако стра¬тегия сговора не лишена риска. Неудачные попытки сговора могут повредить, ведя к ценовым войнам и тяжелым потерям, не говоря уже о привлечении к суду и других юридических санкциях в странах, где тайные соглашения запрещены. В Соединенных Штатах почти любая форма соглашений, явных или тайных, направленных на фикси¬рование цен или ограничение объема производства, считается незаконной; но ежегод¬но расследуются только десятки нарушений — по большей их части они остаются не¬замеченными.
Разнообразные возможности договорного ценообразования в отрасли ограничены лишь рамками человеческой изобретательности. Некоторые виды сговора случайны и недолговечны, например экстренные встречи, призванные положить конец ценовым войнам. Другие длятся десятилетиями, удерживая участников паутиной отлаженных организационных связей и связывая письменными контрактами. Здесь можно дать определение только наиболее важным видам.
Содержание работы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Условия, способствующие координации олигополии 4
1.1 Открытые и тайные соглашения 4
1.2 Лидерство в ценах 8
1.3 Эвристическое ценообразование как инструмент координации 10
1.4 Фокальные точки и молчаливая координация"0 16
1.5 Противостояние шокам спроса посредством управления товарно-материальными запасами и потоками запасов 21
Глава 2. Современный взгляд на проблему олигополии 28
Заключение 30
Список литературы 32
Использованная литература
- 1 Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., 536с.
- 2 Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-н/Д: Феникс, 2000. 348 с.
- 3 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2002. 214 с.
- 4 Вурос А.Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2000, 248с.
- 5 Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб.: Экон. шк., 1994. 400 с.
- 6 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 2. СПб.: Экономическая школа, 1998. 504 с.
- 7 Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. 148 с.
- 8 Земляков Д.М. Микроэкономика. М.: Инфа-М, 2000. 144 с.
- 9 Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: Дело. 2002. 472 с.
- 10 Луссе Л. Макроэкономика. СПб, Питер. 2001. 240 с.
- 11 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2 т. М., 1992
- 12 Нуриев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2001. - 560 с.
- 13 Тироль Ж. Рынки и рыночная власть СПб., 1996. - 432с.
- 14 Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб., 1999. Т.2.- 578с.
- 15 Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.
- 16 Журнал «Экономист», 2007,2008г. http://economist.com.ru/