Обоснование выбора методов исследования (Исследование систем управления -- предмет)
Контрольная по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Обоснование выбора методов исследования (Исследование систем управления -- предмет)"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 19 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Методология исследования систем управления
1.1. Определение цели исследования
Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления. формирование атмосферы творчества и инноваций системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития.
Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть гибкими и жесткими, а ограничения явными или неявными.
1.2. Подходы исследования систем управления
Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка ( плясать от печки - народная мудрость ), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подходы могут быть аспектный, системный и концептуальный.
Аспектный подход представляет выбор одной грани проблемы по принципу актуальности, или учитывая ресурсы, выделенные на исследование. Так. например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально -психологический, образовательный и т.д.
Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. Методология исследования систем управления 5
1.1. Определение цели исследования 5
1.2. Подходы исследования систем управления 6
1.3. Принципы системного подхода 7
2. Структуризация методов исследования систем управления 10
2.1. Методы основанные на использовании знаний и интуиции специалистов 10
2.2. Методы формального моделирования исследуемых процессов 11
2.3. Комплексированные методы 12
3. Зависимость выбора метода исследования от цели анализа системы управления 14
Заключение 18
Список литературы 20
Введение
Многообразие и возрастающий объем стоящих задач хозяйственного строительства требует их вза¬имной увязки, обеспечения общей целенаправленности. Но этого трудно достичь, если не учитывать сложной за¬висимости между отдельными районами страны, между отраслями народного хозяйства, между всеми сферами общественной жизни страны. Более конкретно, 40% ин¬формации специалисту необходимо черпать из смежных областей, а подчас и отдаленных.
Уже сегодня системный подход используют во всех областях знания, хотя в ее различных областях он прояв¬ляется по-разному.
Так, в технических науках речь идет о системотехни¬ке, в кибернетике - о системах управления, в биологии - о биосистемах и их структурных уровнях, в социологии - о возможностях структурно-функционального подхода, в медицине - о системном лечении сложных болезней терапевтами широ¬кого профиля.
В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Изучение этого стремления, выявле¬ние особенностей этого процесса - одна из задач совре¬менных исследований в области теории научного знания.
В современной науке и технике из-за их необычайной дифференцированности и насыщения информацией пробле¬ма концептуального синтеза приобретает особенно важ¬ное значение. Философский анализ природы научного знания предполагает рассмотрение его структуры, кото¬рое позволяет выявить пути и способы единства и синте¬за знаний, ведущие к формированию новых понятий, к концептуальному синтезу.
Изучая процессы объединения и синтеза научны теорий в сфере развивающихся наук, можно выявить их различные типы и формы. При перво¬начальном подходе к проблеме мы не усматриваем различия между единством знания и его синтезом. Заметим только, что понятие единства знания предполагает опре¬деленное его расчленение, его структуру. Синтез знания, понятный как процесс рождения нового, возникает на основе определенных типов объединения или взаимодействия его структурных форм.
Иначе говоря, единство и синтез знания - лишь определенные ступени в разви¬тии науки. Среди многообразия форм объединения знания, веду¬щих к синтезу, легко усмотреть четыре различных типа, иначе говоря, четыре типа единства научного знания.
Использованная литература
- Игнатьева А.В. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 2000
- Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
- Исследования систем управления,Авдошина Зоя Александровна, канд.соц.наук, доцент кафедры менеджмента «Академии Управления ТИСБИ» г. Набережные Челны, 2004
- Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: «ДеКА», 2000.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: «ДеКА, 1996.
- Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М., 1990 г.
- Рогожин С.В. Исследование систем управления. М., 2000 г.
- Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999.