Проблемы антимонопольногорегулирования в РФ.
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Проблемы антимонопольногорегулирования в РФ."
Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
«Проблемы антимонопольного регулирования в РФ» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что проблемы антимонопольного регулирования в современных условиях обусловлены высокими темпами реформирования отечественной экономики.
Российская экономика получила в наследство от экономики СССР достаточно концентрированную структуру, в которой часто можно было наблюдать ситуацию, когда небольшим числом предприятий производится вся или практически вся продукция отрасли.
Кроме того, общепризнанным является тот факт, что объективно существуют отрасли, в которых производство продукции настолько капиталоемко, что создание альтернативного варианта производства сопряжено с запретительно высокими издержками, что обусловливает появление естественного монопольного положения некоторых экономических агентов.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Анохин В., Васильева Е.М., Белоусова Н.И., Козлова М.Ю., Цой В. В., Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – сфера современных экономических отношений в современной России.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в российской экономике.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть проблемы антимонопольного регулирования в РФ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать общетеоретические аспекты антимонопольной политики;
2. Рассмотреть сущность и специфику современного российского антимонопольного регулирования;
3. На основании теоретического анализа изучения, систематизировать знания о проблемах антимонопольного регулирования РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Общетеоретические аспекты антимонопольной политики
1.1. Мировой опыт в области антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство, начало которому было положено американским законом Шермана (1890), в 90-х гг. XX в. было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию. В США в настоящее время действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936), а также ряд решений Верховного суда.
В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после второй мировой войны: во Франции в 1945 г., в Японии в 1947 г., в Англии в 1948 г., в ФРГ в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства . Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию .
Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой .
В целом регламентация поведения фирм в антимонопольном законодательстве руководствуется законом Шермана: монопольное положение фирмы в отрасли не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона, это противоречит демократической основе права, т.е.
Содержание работы
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты антимонопольной политики 5
1.1. Мировой опыт в области антимонопольного регулирования 5
1.2. Предпосылки образования проблем антимонопольного регулирования 7
Глава 2. Сущность и специфику современного российского антимонопольного регулирования 11
2.1. Законодательная база российского антимонопольного регулирования 11
2.2. Монополистическое ценообразования в российском законодательстве 13
Глава 3. Проблемы антимонопольного регулирования РФ 16
3.1. Проблемы в реализации структурных реформ в РФ 16
3.2. Проблема монополистического ценообразования в российском законодательстве 19
3.3. Последствия антимонопольного регулирования отраслей инфраструктуры 22
Заключение 27
Список литературы 30
Введение
«Проблемы антимонопольного регулирования в РФ» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что проблемы антимонопольного регулирования в современных условиях обусловлены высокими темпами реформирования отечественной экономики.
Российская экономика получила в наследство от экономики СССР достаточно концентрированную структуру, в которой часто можно было наблюдать ситуацию, когда небольшим числом предприятий производится вся или практически вся продукция отрасли.
Кроме того, общепризнанным является тот факт, что объективно существуют отрасли, в которых производство продукции настолько капиталоемко, что создание альтернативного варианта производства сопряжено с запретительно высокими издержками, что обусловливает появление естественного монопольного положения некоторых экономических агентов.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Анохин В., Васильева Е.М., Белоусова Н.И., Козлова М.Ю., Цой В. В., Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования сфера современных экономических отношени в современной России.
Предмет исследования антимонопольное регулирование в российской экономике.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть проблемы антимонопольного регулирования в РФ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать общетеоретические аспекты антимонопольной политики;
2. Рассмотреть сущность и специфику современного российского антимонопольного регулирования;
3. На основании теоретического анализа изучения, систематизировать знания о проблемах антимонопольного регулирования РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Общетеоретические аспекты антимонопольной политики
1.1. Мировой опыт в области антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство, начало которому было положено американским законом Шермана (1890), в 90-х гг. XX в. было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию. В США в настоящее время действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936), а также ряд решений Верховного суда.
В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после второй мировой войны: во Франции в 1945 г., в Японии 1947 г., в Англии в 1948 г., в ФРГ в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства . Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию .
Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой .
В целом регламентация поведения фирм в антимонопольном законодательстве руководствуется законом Шермана: монопольное положение фирмы в отрасли не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона, это противоречит демократической основе права, т.е. презумпции невиновности. Запрещены - и это принципиально - лишь формы поведения, наносящие вред другим участникам рынка.
Принцип регламентации состоит в одном из двух правил: либо действия полностью запрещаются как таковые, либо запрещаются в принципе, но разрешаются на основании «принципа рациональности», т.е. для выполнения определенных задач экономической политики . Например, картели как таковые запрещены в США и ФРГ, но они разрешены в Японии на определенных условиях и на определенный срок. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.
Проведение в жизнь антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов .
Во всех странах антимонопольную политику проводят органы центральной испонительной власти. Иногда это специальные агентства и комиссии: в ФРГ Федеральное агентство по картелям, во Франции Комиссия по конкуренции, в Австралии Комиссия по торговой практике. Иногда функции разделены между двумя учреждениями, например, в США работает Федеральная торговая комиссия и Антитрестовский отдел Департамента юстиции, в Англии - Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединенной Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.
Из антимонопольных законов следует, что администрация, отвечающая за их исполнение, не только дает разрешения на некоторые сделки и ведет мониторинг ситуации в отраслях, но и работает по жалобам пострадавших от дискриминации, решает возникающие конфликты и т.д. Поэтому она обладает такими полномочиями, каких не имеют другие правительственные учреждения: следственные и судебные по определенному кругу дел.
Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, а также передачу дел в суды, если конфликт не удается разрешить в административном порядке. В большинстве стран частные фирмы могут возбуждать гражданские иски о нарушении правил конкуренции в суде друг против друга и против антимонопольной администрации. Но в Японии, например, такое право дано только Комиссии по справедливым сделкам.
Политика защиты конкуренции, опирающаяся на антимонопольный закон его нередко именуют «экономической конституцией» свободного предпринимательства отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства, и отработанные приемы, и, конечно же, исторические особенности развития экономики каждой конкретной страны .
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации. М.: «Юрист», 2008.
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434)
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О естественных монополиях»
- Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйственное право, 2005. - № 4. - С. 59-67.
- Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальнй экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. 234 с.
- Васильева Е.М., Белоусова Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. Издательство: КомКнига, 2006. 320 с.
- Князева И. В. Антимонопольная политика в России. Учебное пособие. Издательство: Омега-Л, 2006. 528 с.
- Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ . Учебное пособие. Вып. 5Тип: Издательство: Изд-во ВолГУ. Волгоград, 2003. 84 с.
- Леонтьева Ю.О. Антимонопольная «эффективность» // ЭКО. 2003. № 4.
- Летин А.Б. Об усилении работы антимонопольных органов по пресечению антиконкурентных актов и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Вестник МАП. 2003. № 1.
- Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА: Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. 46 с.
- Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. 2000. 76 с.
- Окрепилова И.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование : Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 184 с.
- Окрепилова И.Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России. С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - СПб., 2006. - 32 с.
- Петров А.Г. Проблемы антимонопольного регулирования в современных экономических системах // Совершенствование социально-экон. отношений в соврем. условиях: Сб. науч. тр. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - С.150-161.
- Питтман Р. Антимонопольное законодательство и развитие рыночной экономики в России. М.: Интерлинк, 2003. С.7.
- Розанова Н. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.: МАКС Пресс, 2001. 225 с.
- Степашин В.С. Государственная антимонопольная политика в контексте обеспечения национальной безопасности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Москва, 2005
- Стрельцов А.А., Киселев В. В . Антимонопольное регулирование в энергетике: теория и практика // Энергетик. - 2008. - N 2. - С.6-7.
- Трофимов В.Н. Применение антимонопольного законодательства. Сборник судебной практики с комментариями. Издательство: Волтерс Клувер, 2006. 528 с.
- Цой В. В. Формирование антимонопольной политики в период рыночной трансформации российской экономики. - СПбГУЭФ. - СПб., 2007. - 20 с.
- Шкареденок И.А. Антимонопольная политика: основные направления антимонопольной превенции // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та МВД России. - 2006. - N 1(16). - С.15-20.
- Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. М.:Юристъ, 2002. 896 с.
- Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск № 3. М.: Научный эксперт, 2006. 185 с.
- Официальный Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России: http://fas.gov.ru/