Рынок совершенной конкуренции
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Рынок совершенной конкуренции"
Автор работы: Альбина
Страниц: 30 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
• Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
• Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
• Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
• Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Исторический опыт показывает, что наилучшим образом рынок функционирует в условиях конкуренции, когда, свободно изменяясь, гибкие цены несут в себе наиболее достоверную информацию.
Начинать изучение работы рынка, положения на рынке потребителей и производителей целесообразно с условий, не искаженных монополизмом, свободной, или чистой конкуренции, т.е. с модели совершенной конкуренции.
Модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на грани полезности – возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.
Исходя из вышеизложенного, рассматриваемая в рамках настоящей работы тема «Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции» является актуальной.
Целью настоящей работы является изучение ценообразования и производства в условиях совершенной конкуренции.
Задачи работы:
1) Изучить общую характеристику рынка совершенной конкуренции.
2)Провести анализ производства и ценообразования в условиях совершенной конкуренции.
Настоящая работа состоит из введения, двух основных разделов с подразделами, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе автор рассматривает основные черты совершенной конкуренции в экономической теории, дается развернутая характеристика модели рынка совершенной конкуренции. Во второй главе проводится анализ ценообразования и объема производства в рассматриваемой отрасли.
В настоящей работе были использованы труды как зарубежных авторов, таких как Кэмпбелл Р. Макконнелл, Долан Эдвин Дж. и др. и отечественных специалистов в области экономической теории, таких как – Сафрончук М.В., Кисилева Е.А. и др., а также научно-методическая и научно-популярная литература в области микроэкономики.
1. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции
1.1. Понятие и основные черты совершенной конкуренции в экономической теории
Существует три подхода к определению конкуренции.
Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.
Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка и позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынках.
Первый подход основывался на понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком - либо поприще и был характерен для начальной стадии научных исследований. Именно подобная формулировка конкуренции была выдвинута основоположником экономической науки А. Смитом. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривалась как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. «Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он его реализует… Он стремится только к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих
Содержание работы
Содержание
Введение...3
1. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции.....5
1.1. Понятие и основные черты совершенной конкуренции в
экономической теории....5
1.2. Характеристика модели рынка совершенной конкуренции8
2. Производство и ценообразование в условиях совершенной
конкуренции...16
2.1. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции..16
2.2. Объем производства в условиях совершенной конкуренции....25
Заключение.....29
Список литературы.......30
Использованная литература
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория.- М.: Инфра-М, 2005.- 172с.
- Булатов А.С. Экономика. - М.: Эксмо, 2004. 98-101с.
- Вечканов Л.Д. Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь. - СПб: Лань, 2004. 185с.
- Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. СПб: Питер, 2006.- 206с.
- Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб: Питер, 2004.- 53с.
- Кисилева Е.А. Макроэкономика. Полный курс.- М.: Эксмо, 2006.- 46с.
- Кэмпбелл Р. Макконнелл. Экономикс.- М.: Инфра-М, 2001.- 503-505с.
- Липсиц И.В. Экономика. - М.: Вита-Пресс, 2003. 110с.
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Инфра-М, 2000. 128-129с.
- Сафрончук М.В. Микроэкономика. Полный курс.- М.: Эксмо, 2006. 98с.
- Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск, 2003. 76-78с.
- Симкина Л. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Экономикс, 2006. 95с.
- Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика.- СПб.: Питер, 2005.- 214-217с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.- М.: Инфра-М, 2000. 13с.
- Кувалдин В.П. Страна ждет сигнала // Независимая газета. -2000. - №2.- С.5.