Рыночная экономика: основные принципы и механизмы
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Рыночная экономика: основные принципы и механизмы"
Автор работы: Anzup
Страниц: 33 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Обозримый исторический опыт свидетельствует о том, что воспроизводство своей общественной жизни люди осуществляют по¬средством многогранного обмена, а хозяйственные связи и отношения реализуют в форме рыночных связей и отношений.
Потребность в обмене трудовой деятельностью и ее резуль¬татами возникла по мере разделения труда. Первоначально он происходил в форме обмена продуктами (натурообмена), затем сменился обменом товарами (бартером). С появлением денег он превратился в обращение товаров через куплю-про¬дажу.
Рынок - это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфе¬ре обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров. Простейшая форма рынка, где все, что предназна¬чено для продажи, сбывается самим производителем, а все, что покупается, сразу же забирается и оплачивается, уходит в глубь веков. Со временем в отношения между производителем и потребителем вклиниваются торговые и кредитные посредники, а связь продавца и покупателя опосредуется раз-ветвленной системой оптовой и розничной торговли, банков, других кредитных учреждений.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица; во-вторых, юриди-ческие лица, к которым относятся разного рода предприя¬тия и объединения, организации, ассоциации, фирмы, акцио¬нерные общества, государство.
Для того чтобы возник и развивался рынок, необходимы определенные условия (черты):
- во-первых, необходимо множество независимых экономи¬чески самостоятельных субъектов, осуществляющих свобод¬ный выбор партнеров по хозяйственным связям;
- во-вторых, рынок предполагает конкуренцию между ними и рыночную мотивацию поведения субъектов;
- в-третьих, связи между агентами рынка должны устанав¬ливаться без опосредования отношениями распределения (в частности, без централизованного распределения производ-ственных фондов, продовольствия по карточкам и т.д.);
- в-четвертых, необходима полная экономическая ответ¬ственность за результаты своей деятельности.
1. Сущность рыночного механизма
Функционирование каждого из рынков, имеющих свои особенности, осуществляется посредством рыночного механизма. Рыночный механизм - такая форма организации производства, при которой потребители и производите¬ли взаимодействуют посредством рынка для решения основных проблем экономики, - какие товары должны быть произведены, в каком количестве, как их произво¬дить и для кого они создаются, кто будет их потреб¬лять. Как же решаются эти вопросы посредством рынка?
Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырех его элементов: спроса, предложения, цены и конку¬ренции. Спрос - это то количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене и в оп¬ределенное время. Спрос покупателей выступает как плате¬жеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Спрос не тождествен потребности. Если у человека нет де¬нег, чтобы купить товар, то при существующей потребности в нем товар нельзя купить. Предложение - это то количе¬ство товаров, которое продавцы могут и желают продать по определенной цене и за определенное время. Цена является денежной оценкой товара. Конкуренция выражает соперни¬чество на рынке за лучшие условия производства и сбыта продукции, за лучшие товары и цены. Она выступает в ка¬честве формы взаимодействия рыночных субъектов и меха¬низмов регулирования пропорций, способствует максимиза¬ции прибыли и на этой основе расширению масштабов про¬изводства.
Рыночная система предполагает свободу предприниматель¬ства и выбора, т.е. производитель производит и продает то, что считает целесообразным, а потребители покупают то, что они предпочитают. Поскольку продавцов много, они конку¬рируют между собой, что усиливает свободу выбора товара для покупателя и заставляет производителя ориентировать свое производство на удовлетворение потребностей тех, кто купит его товар.
Основной принцип рыночной экономики заключается в том, что свободная игра спроса и предложения стимулирует производство тех товаров, которые необходимы потребителю (т.е. устанавливает диктат потребителя над производителем). В силу этого механизм функционирования рынка существен¬но отличается от того, который существует в плановой эко¬номике, где установлен диктат производителя над потребителем.
В концентрированной форме рыночный механизм прояв¬ляется через цены. Производится то, что дает наибольшую прибыль. Никто не желает производить товары, которые приносят убытки. Если затраты на производство высоки, но товар пользуется спросом, то цены на него растут, обеспечи¬вая получение прибыли. При одинаковой
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Сущность рыночного механизма 4
2. Роль принципа «невидимой руки» в экономике 6
3. Рыночный спрос 8
3.1. Виды спроса и факторы влияющие на него 8
2.2. Закон спроса 11
4. Рыночное предложение 15
4.1. Виды и предложения и факторы влияющего на него 15
4.2. Закон предложения 16
4.3. Рыночное равновесие 19
5. Конкуренция и монополия 22
5.1. Сущность конкуренции, ее виды и функции 22
5.2. Монополия и ее формы 27
5.3. Антимонопольное регулирование 30
Заключение 32
Используемая литература 33
Использованная литература
- Используемая
- Касаткин В.В. Общая экономическая теория: учебник/Касаткин В.В, - 3-е издание доп. и перер. М: КНОРУС, 2007- 509с
- Комарова О.В. Основы экономической теории Учебник.- М.: «ЮНИТА-ДАНА», 2006. 658 с.
- Корогодина И. Т. Общая экономическая теория: Учеб. пособие/Под ред. И. Т. Корогодина. - 2-е изд., перераб. и доп. - ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 392 с
- Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с
- Тимошенко П.Л.. Экономическая теория: Учебное пособие. - 4-е изд., пер. и доп. М.: ЮНИТА, 2005. -454 с.