Конкуренция, монополия, антимонопольное регулирование.Фирма в условиях несовершенной конкуренции
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Конкуренция, монополия, антимонопольное регулирование.Фирма в условиях несовершенной конкуренции"
Автор работы: Денис Яркин
Страниц: 15 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Введение:
Целью настоящей работы является изучение понятия конкуренции, условий её появления, опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в современных Российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение антимонопольного законодательства. Исходя из всего этого многообразия факторов, будет предпринята попытка проанализировать поведение современно фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
2. Конкуренция:
Наличие возможности приобретать средства производства в частную собственность, свобода производителей при выборе рынков сбыта и определения цен, заставляют каждую фирму искать выгодные условия для осуществления своей деятельности.
Во-первых, фирма должна окупит свои затраты при реализации производственной деятельности. Если этого не сделать, то фирма не сможет существовать дальше, экономически она будет уступать другим, и не будет в состоянии вновь выйти на рынок.
Во-вторых, фирмавсегда действует в весьма динамичной рыночной системе, где очень быстро меняется номенклатура продукции, требования к качеству, что в совокупности, заставляет её не только окупить понесенные расходы, но и в итоге - получить прибыль от своей деятельности.
Такое стремление имеется у каждой фирмы, и это ведёт к жестокому соперничеству между производителями, т.е. к конкуренции.
Конкуренция – это, строго говоря, соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается, или ограничивается, возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем товарном рынке.Конкуренция, как экономический процесс, охватывает фазы производства, распределения, обмена и потребления.Если говорить о фазе производства, то уровень конкурентной борьбы во многом зависит от жизненного цикла продукции, и заключается в движении продукции от её изготовителя до снятия с производства. В общем случае он делится на четыре фазы:
• первая фаза - внедрение продукции. Фирма старается выпускать более качественную продукцию, чем конкуренты. Для этой фазы характерны незначительные объёмы продаж;
• вторая фаза – рост. Когда имеет место увеличение объёмов производства, растет спрос. Фирма старается обогнать своих конкурентов по объёму производства и продаж;
• третья фаза – зрелость. Когда объём производства продукции достигает максимума и замедляет рост;
• четвёртая фаза - старение. Заключительная фаза, на ней спрос на продукцию снижается до минимума, объём выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затихает.
Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики, между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.
Основными инструментами и способами конкурентной борьбы являются:
• Лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов;
• Скупка патентов;
• Сбивание цен;
• Захват рынков рабочей силы;
• Выпуск на рынок новых марок и видов изделий.
Методы конкуренции могут делиться на ценовые и неценовые. К ценовым методам относится применение метода ценовой дискриминации, то есть установление разных цен в отдельных регионах, демпинговых, бросовых цен.
Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция за высокое качество продукции и конкуренция по условиям продаж. К сожалению, также нужно не забыть и о методах «недобросовестной конкуренции». К числу наиболее распространённых актов «недобросовестной конкуренции»:
• распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
• доведение до потребителя искажённой информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;
• незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
Содержание работы
1. Формулировка задания на курсовое проектирование: 3
2. Введение: 4
3. Конкуренция: 4
4. Монополия и конкуренция (конкурентная среда): 7
5. Монополия и антимонопольное регулирование: 10
6. Фирма в условиях несовершенной конкуренции: 13
7. Использованная литература: 15
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3;
- Грязнова, А.Г. Экономическая теория: Учебник/ Под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
- Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс]/ Анализ рынков. – Электронные данные. – М.: Федеральная Антимонопольная Служба, 2010. http://www.fas.gov.ru/
- Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Экономика, 1996;
- Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко А. М. Аудиториум. М., 2000.
- Туманова Е.А, Шагас Н.А., Макроэкономика М.: Инфра – М,2007.