Причины возникновения и общие признаки неотехнологических теорий
Реферат по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Причины возникновения и общие признаки неотехнологических теорий"
Автор работы: Юлия
Страниц: 11 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Международная торговля – это одна из важнейших форм международных экономических отношений. В своей исторической эволюции международная торговля прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В связи с этим представляется ценным ряд теорий международной торговли, развитие которых наблюдалось с 16 века (теория меркантилизма) вплоть до нынешнего времени (теория конкурентных преимуществ и теория специализации производства).
Развитие технологий, рост экспорта наукоемкой продукции привел к формированию теорий неотехнологического направления. Данное направление интересно с точки зрения объяснения сущности международной торговли, так как основным фактором развития международных экономических отношений ставит уровень технологии и инновации.
Тема данного реферата: неотехнологические теории в международной торговли.
Цель работы: анализ неотехнологического направления в теории международной торговли.
Задачи:
1. Анализ причин возникновения и общих признаков неотехнологических теорий.
2. Анализ теории снижающихся издержек (эффект масштаба)
3. Анализ теории «технологического разрыва»
4. Анализ теории «жизненного цикла продукта»
5. Анализ теории «летящих гусей» как развитие теории «жизненного цикла продукта»
Причины возникновения и общие признаки неотехнологических теорий
Как уже было сказано, возникновение неотехнологических теорий связано с дальнейшим развитием международных экономических отношений. Это в первую очередь связано с тем, что возрос объем торговли между странами, в которых разница в наделенности факторами незначительна. Более того, увеличился обмен одними и теми товарами, отличающимися лишь некоторыми характеристиками. Таким образом, настал момент, когда существующая модель Хекшера-Олина перестала работать.
Такая ситуация стала возможна как следствие активного развития наукоемких производств и интенсивного международного обмена их продукцией. Именно это стало толчком формирования неотехнологического направления в теории международной торговли.
Выделяются эмпирические исследования Дж. Тилтона [Tilton J.], Дж. Доси, К. Павитта и Л. Соэте [Dosi G., Pavitt K. and Soete L.], доказывающих, что торговля продуктами обусловлена технологическими различиями между странами. Быстрое распространение и неуклонное совершенствование информационных и особенно метатехнологий привели к весьма существенным, а в целом ряде направлений и принципиальным изменениям в функционировании использующих их обществ и в их взаимодействии с остальными, менее развитыми странами.
Общие признаки неотехнологических теорий:
1. Сторонники пытаются объяснить внешнеторговые связи не обеспеченностью факторами производства, как делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным ве¬сом квалифицированной рабочей силы.
2. Данное направление объясняет возникновение преимуществ монополий на новые технологии.
Содержание работы
Содержание
Введение 2
Причины возникновения и общие признаки неотехнологических теорий 4
Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) 5
Теория «технологического разрыва» 5
Теория "цикла жизни продукта" (product life cycle theory) 6
Теория «летящих гусей» 7
Заключение 9
Список литературы 11
Использованная литература
- Волков Г.Ю. Международная торговля. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 344 с.
- Кокушкина И. В., Воронин М. С. Международная торговля и мировые рынки: Учебное пособие для вузов. СПб.: Техническая книга, 2007. 592 с.
- Международная торговля. Учебное пособие для вузов/Под ред. Вавиловой Е.В., Бородулиной Л.П. М.: Гардарики, 2006. 287 с.
- Сидорова Е.Ю. Международная торговля: курс лекций: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2006. 256 с.
- Трухачев В. И., Лякишева И. Н., Ерохин В. Л. Международная торговля: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. 416 с.