Креативная корпорация как институт новой экономики
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Креативная корпорация как институт новой экономики"
Автор работы: Анастасия Агапова
Страниц: 31 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проследив путь развития корпорации на протяжении последнего столетия, следует сделать вывод, что как форма организации общественного производства она достигла состояния, которое может рассматриваться в качестве последней ступени, предшествующей переходу к производственным общностям, не являющимся корпорациями в собственном смысле этого слова.
Хотя хозяйственная реальность 90-х годов свидетельствует о наличии в развитых странах различных типов корпоративных структур - как традиционно индустриальных, так и принципиально новых – можно уверенно утверждать, что лучшие времена компаний индустриального типа остались в прошлом.
Во-первых, они уже не контролируют общественное производство в прежней мере. В начале 60-х годов в США 500 крупнейших компаний обеспечивали 17 процентов валового национального продукта; к середине 70-х этот показатель достиг своего максимума на уровне 20 процентов, а в 1999 году снизился до 10 процентов.
Во-вторых, резко изменилась отраслевая специализация крупных компаний. Из числа крупнейших выпали более 40 процентов корпораций, составлявших в начале 80-х годов элиту мирового бизнеса. Основной причиной этого явления стал беспрецедентный успех новых фирм, вытесняющих прежние из лидирующей группы. Сегодня хозяйственный рост сосредоточен в высокотехнологичных отраслях - производстве компьютерных программ и баз данных, компьютеров и электроники, в сфере телекоммуникаций, в здравоохранении, а также в издательской деятельности, рекламном бизнесе, "индустрии развлечений". Новые процветающие компании действуют главным образом в весьма узких секторах рынка и не только максимально отвечают нуждам клиентов, но и формируют у них качественно новые потребности, серьезно отличаясь в этом аспекте от промышленных гигантов, ориентированных на массовое производство.
Данная тема «Креативные корпорации» в настоящее время приобретает все большее значение, т.к. в странах с развитой экономикой данный вид производственной структуры приобретает все большее значение (США, Западная Европа, Япония). А в странах с традиционной, свойственной индустриальному обществу экономикой необходим переход к постэкономической эпохе. А именно в креативной корпорации, видны зримые черты постэкономической эпохи, естественно в тех пределах и формах, в каких это сегодня реализуемо, но для осуществления этого перехода имеется множество препятствий. В настоящее время для регионов России актуальна проблема перехода на инновационный путь развития. Инновационная система является вершиной нового способа производства, называемого экономикой знаний. Возможности реализации инновационной политики зависят от развития экономики знаний.
Целью курсовой работы является определение роли и перспектив развития креативных корпораций в новой экономике.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
• определить понятие креативной корпорации и предпосылки ее возникновения в условиях новой экономики;
• дать понятие новой экономики;
• выявить особенности функционирования креативных корпораций;
• раскрыть роль креативных корпораций и возможность их развития в России.
Объектом исследования являются процессы становления экономики, основанной на знаниях и особенности появления креативных корпораций в данной экономике.
Предметом исследования являются экономические отношения по поводу формирования инвестиционной структуры экономики, основанной на знаниях.
Методологической, теоретической и информационной основой курсовой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам экономического развития, закономерностям развития финансовых институтов, влияния инвестиционной активности на экономическое развитие, материалы периодической печати.
1. Понятие креативной корпорации и ее роль в новой экономике
1.1. Понятие и структура новой экономики
В экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился во времена изысканий, проводившихся тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики знаний - Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.
Основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. Однако по мере увеличения «сектора знаний», в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым.
Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В таком значении термин был популяризирован, а не изобретен, Питером Друкером - еще одним американским ученым австрийского происхождения. Использование знаний для производства экономических благ стало темой двенадцатой главы его книги The Age of Discontinuity (1968).
В области макроэкономики, на стыке политики и экономической науки, термин «экономика знаний» применяется в общемировом масштабе для обозначения общества будущего, к которому сейчас идет цивилизация развитых стран.
В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания компании.
Новые методы управления, которые предлагаются теоретиками, и тестируются практиками, тесно связаны с понятием «экономики знаний». Они называются методами «управления знаниями», а также инструментами новой «экономики знаний».
Как понятие, обозначающее современную экономику, а, следовательно, и жизнь социума, «экономика знаний» часто встречается в высказываниях политических деятелей и в программах политических партий и правительств разных стран. Каждый человек хочет жить лучше, а сейчас наиболее преуспевающими и даже зажиточными считаются страны, которые генерируют больше всего знания. К ним, в первую очередь, относят США, страны Западной Европы, Японию. Их пример заставляет политиков выдвигать лозунги движения к «экономике знаний».
Содержание работы
Содержание
Введение..3
1. Понятие креативной корпорации и ее роль в новой экономике
1.1. Понятие и структура новой экономики..4
1.2. Понятие креативной корпорации....6
1.3. Особенности функционирования креативных корпораций10
1.4. Роль креативных корпораций в современной и новой экономике.15
2. Предпосылки и проблемы образования креативных корпораций в России
2.1. Основные принципы образования креативных корпораций, основанных на экономике знаний в России..19
2.2. Проблемы зарождения креативных корпораций в России...22
Заключение.....29
Список литературы31
Использованная литература
- Асаул А.Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление. Серия: Экономическое возрождение России. Издательство: Гуманистика, 2006 г. 328 с.
- Самардак А.С. Корпоративные информационные системы: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2007. 252 с.
- Черников Г.П. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир. Издательство: Экономика, 2008 г. 400 с.
- Филиппов В.А. Аналитические центры и транснациональные корпорации. Издательство: Ленанд, 2008 г. 152 с.
- Будаева Э.В. «Исследование концепции постиндустриальной фирмы»//Проблемы современной экономики. 2009. - №2 (30).
- Иноземцев В.Л. Творческие начала современной корпорации//Мировая экономика и международные отношения. 2008. - №11.
- Майорова Е.В. Уникальные люди для обычных компаний//Управление персоналом. 2007. - №2.
- Попов Б. Формирование корпоративной культуры//Управление персоналом. 2007. - №4.
- Рыбкин А. Культурная революция//Управление компанией. 2007. - №3.
- Рыженкова А. Все зависит от наших людей!//Корпоративная культура. 2009. №2.
- polit.nnov.ru