Взаимодействие крупного и малого бизнеса
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Взаимодействие крупного и малого бизнеса"
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 34 шт.
Год:2003
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие крупного и малого бизнеса играет огромную роль в современной экономике. Различные формы сотрудничества дают преимущества, как для малого, так и для крупного предпринимательства. Так на базе крупных предприятий возникли малые предприятия. Но все же в России, среди малых предприятий доминируют именно независимые предприятия, которые не имеют не горизонтальных, ни вертикальных связей с крупными предприятиями.
Что касается промышленно развитых стран, то здесь мелкие предприятия являются неотъемлемой частью производственной структуры крупных корпораций. С одной стороны, корпорации используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их способность быстро изменять технологию производства, инновационные возможности. С другой стороны, кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать несовершенство государственной экономической политики, предотвратить «провалы» рынка поддержки малого бизнеса.
В России крупные предприятия компенсируют недостаточную поддержку со стороны государства малого бизнеса.
Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначально капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогает решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на действительно договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.
В работе на примере России анализируются возможные варианты взаимодействия малого и крупного бизнеса, их виды и особенности. Подробно рассматриваются такие формы сотрудничества как субподряд, лизинг, франчайзинг и венчурный бизнес.
Целью данной работы является попытка рассмотреть основные черты малого и крупного бизнеса, определить их состояние в современной экономике и обозначить их основные проблемы.
Глава 1. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
Развитие производства, внедрение новых технологий требуют значительных капиталовложений. В своей хозяйственной практике крупные предприятия (КП) стремятся минимизировать объем производственных операций, сопряженных с повышенными издержками. Среди путей решения этой проблемы наиболее перспективным является развитие контрактных, субподрядных отношений.
Субподрядчики крупных компаний работают в режиме подетальной, поузловой, модульной и иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Часто они берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе ведется головной крупной компанией. В порядке технического сотрудничества крупные заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий и потому заинтересованные в таком субподряде, предоставляют своим исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей марки. С другой стороны, в ряде случаев эти крупные заказчики и сами выполняют заказы малого предпринимательства (МП) - например, на проведение маркетинговых исследований.
Использование субподряда приобрело чрезвычайно широкие масштабы. Доля фирм - субпоставщиков в стоимости готовых изделий обрабатывающей промышленности развитых промышленных стран колеблется в интервале от 1/4 до 1/3, а в производстве электронной техники,
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
1.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе
1.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями
1.4. Венчурный (рисковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства
Глава 2. Состояние и ключевые проблемы взаимодействия крупного и малого бизнеса в России в сопоставлении с мировой практикой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Использованная литература
- Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2001 г.
- Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. Российский экономический журнал, 1999, № 2. С. 24-26.
- Бановецкий О.Д., Петрова Г.В. Малая экономика и внешний рынок. // Проблемы прогнозирования, М., 1999, № 5. С. 9-12.
- Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. // Вопросы экономики, 1999, № 2. С. 29-36.
- Зубакин В. «Вторая» экономика. // Вопросы экономики, 1998, № 11. С. 22-25.
- Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р. Динамические модели развития малых предприятий, использующих кредитно-инвестиционные ресурсы. // М.: ЦЭМИ РАН, 2001. С. 32-43.
- Егорова Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом. // Экономика и математические методы, 1999. С. 17-29.
- Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р. и др. Методы измерения взаимодействий малого и крупного бизнеса в ходе реструктуризации предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2001. С. 5-18.
- Кривянина Е. Большая часть малых предприятий ушла в тень. // Финансовые известия, 1999, № 98. С.7-8.
- Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. // Вопросы экономики, 2001, № 4. С. 23-27.