Формы и методы проведения социологических исследований
Реферат по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Формы и методы проведения социологических исследований"
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Радикальные изменения во всех сферах жизни современного общества обусловливают актуализацию потребностей в социологических исследованиях, проведение которых позволяет одновременно решать две взаимосвязанные задачи:
1) формулировать практические рекомендации по упорядочению общественной жизни;
2) пополнять и развивать систему теоретического знания.
Приступая к проведению социологических исследований, необходимо определить их методологические основания и форму.
Проблема выбора форм и методов исследования была важна всегда и для любой науки. Однако на современном этапе, когда задачи максимально усложнились, резко возросло значение научных подходов и методов, которыми пользуемся.
Учёные сами должны контролировать свою познавательную деятельность, внимательно подходя к выбору используемых средств. Объективно возникла необходимость выделения особого вида деятельности, сориентированного на анализ собственных форм, методов и приемов исследования, - внутринаучной методологической рефлексии.
В этом направлении работают многие известные ученые: Алексеев А.Н., Андреева Г.М., Заславская Т. И ., Здравомыслов А.Г., Мансуров В.А., Осипов Г.В., Пича В.М., Ядов В.А. и др. Каждый из них внес свой вклад в формирование научного знания, однако до сих пор многие вопросы остаются нерешенными, не существует общепринятой трактовки ключевых терминов, "поиск истины" продолжается.
Цель работы – рассмотреть формы и методы социологических исследований.
Структура и виды социологического исследования
Источником достоверной информации являются социологические исследования. Это изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации. Для проведения исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки. Одно из заблуждений массового сознания - отождествление социологического исследования с опросом. Нельзя сводить любое социологическое исследование только к опросу; во-вторых, публикуемые результаты - это только видимая, надводная часть социологического айсберга.
В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими. Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.
Говоря о видах социологических исследований, отметим, что они выступают как разовые или повторные - в зависимости от потребности в получении информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах. Разовое исследование дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же - в динамике, изменении, развитии.
Повторные исследования могут быть панельными или лонгитюдными. Первые предполагают изучение одной и той же социальной проблемы с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Лонгитюдное исследование означает повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам.
В зависимости от конкретных задач исследования могут выступать как разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательное, пробное, "пилотажное
Содержание работы
Содержание:
Введение 3
Структура и виды социологического исследования 4
Этапы социологических исследований 5
Формы, методы и техника сбора социологической информации 11
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Радикальные изменения во всех сферах жизни современного общества обу-словливают актуализацию потребностей в социологических исследованиях, прове-дение которых позволяет одновременно решать две взаимосвязанные задачи:
1) формулировать практические рекомендации по упорядочению обществен-ной жизни;
2) пополнять и развивать систему теоретического знания.
Приступая к проведению социологических исследований, необходимо опреде-лить их методологические основания и форму.
Проблема выбора форм и методов исследования была важна всегда и для лю-бой науки. Однако на современном этапе, когда задачи максимально усложнились, резко возросло значение научных подходов и методов, которыми пользуемся.
Учёные сами должны контролировать свою познавательную деятельность, внимательно подходя к выбору используемых средств. Объективно возникла необ-ходимость выделения особого вида деятельности, сориентированного на анализ соб-ственных форм, методов и приемов исследования, - внутринаучной методологиче-ской рефлексии.
В этом направлении работают многие известные ученые: Алексеев А.Н., Анд-реева Г.М., Заславская Т. И ., Здравомыслов А.Г., Мансуров В.А., Осипов Г.В., Пича В.М., Ядов В.А. и др. Каждый из них внес свой вклад в формирование научного знания, однако до сих пор многие вопросы остаются нерешенными, не существует общепринятой трактовки ключевых терминов, "поиск истины" продолжается.
Цель работы рассмотреть формы и методы социологических исследований.
Структура и виды социологического исследования
Источником достоверной информации являются социологические исследова-ния. Это изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоре-тического знания и практическое решение социальных проблем и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации. Для проведения исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки. Одно из заблуждений массового сознания - отождествле-ние социологического исследования с опросом. Нельзя сводить любое социологиче-ское исследование только к опросу; во-вторых, публикуемые результаты - это толь-ко видимая, надводная часть социологического айсберга.
В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими. Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих проти-воречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с ре-шением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешан-ный характер и выступать как теоретико-эмпирические.
Говоря о видах социологических исследований, отметим, что они выступают как разовые или повторные - в зависимости от потребности в получении информа-ции о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах. Разовое ис-следование дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же - в динамике, изменении, развитии.
Повторные исследования могут быть панельными или лонгитюдными. Первые предполагают изучение одной и той же социальной проблемы с определенным ин-тервалом времени по единой программе и методике. Лонгитюдное исследование оз-начает повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам.
В зависимости от конкретных задач исследования могут выступать как разве-дывательные, описательные и аналитические. Разведывательное, пробное, "пило-тажное" исследование преследует цель получения оперативной социологической информации, в нем используется сжатый по объему инструмент, а изучению под-вергается небольшая группа респондентов.
Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении. Результатом такого исследования оказывается об-щая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но не пказывающего глубокого проникновения в сущность.
В аналитическом исследовании устанавливается связь между характеристика-ми изучаемого явления, определяются факторы, влияющие изнутри и извне. Прове-дение аналитического социологического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыка анализа сложных социальных проблем. Нужно уметь видеть объект и предмет соцанализа системно, во внешних и внутренних взаимосвя-зях и взаимозависимостях.
Еще один критерий выделения видов социсследования - масштабность. Мож-но назвать международное, общенациональное, региональное, отраслевое, локаль-ное исследования. Разнообразие видов можно представить схематически:
По задачам По частоте проведения По масштабу
Разве-дыва-тель-ное Описа-тель-ное Анали-тическое Разо-вое Повторное Меж-дуна-родное Общена-циональ-ное Регио-наль-ное Отраслевое Ло-каль-ное
Само социологическое исследование проводится по определенной методике. Она выступает как совокупность методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социальных фактах - поведении групп людей, и вербальных действиях, т.е. оценках, суждениях, мнениях.
Этапы социологических исследований
Социологическое исследование - это сложный процесс включающий ряд по-следовательных этапов:
1) подготовка исследования (разработка программы),
2) сбор первично социологической информации, т.е. необобщенных данных, подлежащих дальнейшей обработке (полевое исследование),
3) обработка полученных данных,
4) анализ и обобщение полученной информации,
5) составление отчета о результатах исследования.
На первом этапе социологического исследования проводится важная работа, от которой зависит его судьбе - составляется программа. Программа социологиче-ского исследования - это изложение основных принципов, теории и методологии ис-следования, его процедуры и организации. Программа выполняет в социсследова-нии три функции: методологическую; методическую; организационную.
Структура программы, включающая два основных раздела - методологиче-ский и методический (методике процедурный), выглядит так:
1. Методологический: формулировка проблемы; определение цели, задач ис-следования; определены объекта, предмета исследования; интерпретация понятий; предварительный системный анализ объект; выдвижение гипотез.
2. Методический раздел: построение выборки; разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных стратегический план исследования.
Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Социальная проблема - это противоречивая ситуация, поставленная самой действи-тельностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Для обос-нования и формулировки проблемы важно знать, что известно о ней, а что нет. Формулировка проблемы определяет вид исследования - будет ли оно разведыва-тельным, описательным или аналитическим.
После формулирования и обоснования проблемы определяется цель исследо-вания и его задачи. Цель может иметь теоретический, практический, прикладной ха-рактер. Под ней понимается общая направленность исследования, проект действия и его результата. Если цель в исследовании бывает одна, то задач - несколько, и все они, так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Зада-чи исследования направлены на анализ и решение проблемы и могут быть основны-ми и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели; если последняя яв-ляется прикладной, то задачи будут теми же.
Вслед за рассмотрением целей и задач исследования необходимо определить объект и предмет исследования. Объект исследования характеризуется количест-венно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной опреде-ленности. Предмет исследования - это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению.
Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операционный анализ основных понятий, который часто принято называть процеду-рой их интерпретации. Ее смысл четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявле-ние структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык кон-кретного или, как говорят в социологии, операционального изучения.
Использованная литература
- Кравченко А.И. Социология для экономистов. М., 2000.
- Социология: Учеб. пособие / Отв. ред. В. А. Глазырин. Екатеринбург, 2002.
- Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. "Методологя и методы социологических исследований". М, 2002
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы . Самара, 1995