Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Экономическая теория --> Национальная стратегия экономического развития России

Национальная стратегия экономического развития России

РГТЭУ

Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"



Название работы:
"Национальная стратегия экономического развития России"




Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Россия в начале XXI века стоит перед необходимостью выбора долгосрочной стратегии социально-экономического и инновационно-технического развития. Какой она будет, эта стратегия? Если сохранится инерционно-рыночный путь развития при минимизации роли и ответственности государства, страна, исчерпав внешние источники роста, окажется на обочине мирового научно-технологического прогресса, ее продукция потеряет конкурентоспособность. Противоречия будут нарастать.

Однако несмотря на неблагоприятные стартовые позиции, Россия пока еще сохраняет возможности для реализации стратегии инновационного прорыва. Ресурсы - инновационное наполнение инвестиций, эффективное использование рентных доходов, инновационное партнерство предпринимателей, государства, творческих личностей и общества.

Национально ответственная экономическая политика должна быть переориентирована на решение назревших проблем социально-экономического развития, на подъем уровня и качества жизни населения; на создание условий для широкой вертикальной мобильности, социально-профессиональной и предпринимательской активности; на кардинальное оздоровление корпоративной этики, нравственных оснований хозяйственной жизни в целом.

Необходимым условием реализации задач новой экономической политики является кардинальное изменение в функционировании институциональной среды. Создание зрелой институциональной среды не может ограничиваться лишь писанием «правильных» законов, но предполагает создание всего комплекса формальных норм, эволюционное изменение бытующих неформальных отношений, в комплексе регулирующих реальную хозяйственную жизнь, обеспечивающих рост эффективности экономики.

В свою очередь, эффективная национальная экономика призвана служить прочной основой для реализации приоритетных задач национального развития, обеспечения обороноспособности страны, упрочения суверенитета России, ее внешнеполитического влияния.

Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.

Целью написания данной курсовой работы является анализ итогов развития экономики и изучение национальной стратегии экономического развития.

Общей цели подчиняются следующие задачи:

 анализ достижений предшествующего развития;

 исследование проблем предшествующего развития;

 изучение президентской стратегии экономического развития;

 исследование концепции правительства по национальной стратегии развития экономики.

1 Итоги предшествующего этапа экономического развития

1.1 Достижения

90-е годы знаменовались кардинальной сменой механизмов хозяйствования. Несмотря на огромные издержки (глубокий спад в промышленности и сельском хозяйстве, технологическая деградация экономики, массовая, в т.ч. застойная бедность, маргинализация неадаптированных слоев населения), в нашей стране сформировались качественно новые хозяйственные отношения, открывающие большие возможности экономического развития на новой, рыночной основе.

1 Формирование реальных рыночных механизмов. В ходе масштабной адаптации субъектов хозяйственной жизни к жестко навязываемым условиям, нормам новых экономических отношений завершена рыночная трансформация экономики России. Адаптационные возможности, прежде всего, доступ к экспортным возможностям обусловливали селекцию, условия выживания хозяйственных субъектов. Это привело к уходу с экономической арены большого числа предприятий, в том числе обладавших значительным производственным потенциалом, технологическими заделами. При проведении иной, более содержательной и национально ответственной экономической политики, исключавшей безразличие и равнодушие к разрушению промышленного потенциала страны, оказанию поддержки, прежде всего рыночно ориентированным менеджментом, издержки рыночной трансформации могли быть существенно ниже. В этом смысле государство несет ответственность за углубление структурных перекосов в экономике, за кардинально различные условия конкурентной борьбы, в которые поставлена значительная часть российских предприятий.

Созданный в результате трансформации современный хозяйственный механизм носит в основном рыночный характер. Имеющиеся существенные исключения не меняют общую оценку. В большинстве секторов экономики сложился менеджмент, который вполне ориентирован на использование сигналов рынка, реагирует на изменения коммерческой конъюнктуры. Получение доходов от основной хозяйственной деятельности – доминирующий мотив бизнеса. В большинстве хозяйствующих субъектов

Содержание работы

Содержание

Введение 3

1 Итоги предшествующего этапа экономического развития 5

1.1 Достижения 5

1.2 Проблемы развития 9

1.2.1 Мифологизация современной российской экономики 9

1.2.2 Эксплуатация советского наследия 14

1.2.3 Экономика «отката»: рынок без капитализма, экстенсивное развитие без предпринимательства, реальной конкуренции и роста эффективности 15

1.2.4 Прочие проблемы 15

2 Особенности национальной стратегии экономического развития России 18

2.1 Президентская стратегия экономического развития 18

2.2 Концепция Правительства по национальной стратегии развития экономики 21

2.3 Параметры и условия инновационного сценария 27

Заключение 30

Список использованных источников 32

Введение

Россия в начале XXI века стоит перед необходимостью выбора долгосрочной стратегии социально-экономического и инновационно-технического развития. Какой она будет, эта стратегия? Если сохранится инерционно-рыночный путь развития при минимизации роли и ответственности государства, страна, исчерпав внешние источники роста, окажется на обочине мирового научно-технологического прогресса, ее продукция потеряет конкурентоспособность. Противоречия будут нарастать.

Однако несмотря на неблагоприятные стартовые позиции, Россия пока еще сохраняет возможности для реализации стратегии инновационного прорыва. Ресурсы - инновационное наполнение инвестиций, эффективное использование рентных доходов, инновационное партнерство предпринимателей, государства, творческих личностей и общества.

Национально ответственная экономическая политика должна быть переориентирована на решение назревших проблем социально-экономического развития, на подъем уровня и качества жизни населения; на создание условий для широкой вертикальной мобильности, социально-профессиональной и предпринимательской активности; на кардинальное оздоровление корпоративной этики, нравственных оснований хозяйственной жизни в целом.

Необходимым условием реализации задач новой экономической политики является кардинальное изменение в функционировании институциональной среды. Создание зрелой институциоальной среды не может ограничиваться лишь писанием «правильных» законов, но предполагает создание всего комплекса формальных норм, эволюционное изменение бытующих неформальных отношений, в комплексе регулирующих реальную хозяйственную жизнь, обеспечивающих рост эффективности экономики.

В свою очередь, эффективная национальная экономика призвана служить прочной основой для реализации приоритетных задач национального развития, обеспечения обороноспособности страны, упрочения суверенитета России, ее внешнеполитического влияния.

Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.

Целью написания данной курсовой работы является анализ итогов развития экономики и изучение национальной стратегии экономического развития.

Общей цели подчиняются следующие задачи:

 анализ достижений предшествующего развития;

 исследование проблем предшествующего развития;

 изучение президентской стратегии экономического развития;

 исследование концепции правительства по национальной стратегии развития экономики.

1 Итоги предшествующего этапа экономического развития

1.1 Достижения

90-е годы знаменовались кардинальной сменой механизмов хозяйствования. Несмотря на огромные издержки (глубокий спад в промышленности и сельском хозяйстве, технологическая деградация экономики, массовая, в т.ч. застойная бедность, маргинализация неадаптированных слоев населения), в нашей стране сформировались качественно новые хозяйственные отношения, открывающие большие возможности экономического развития на новой, рыночной основе.

1 Формирование реальных рыночных механизмов. В ходе масштабной адаптации субъектов хозяйственной жизни к жестко навязываемым условиям, нормам новых экономических отношений завершена рыночная трансформация экономики России. Адаптационные возможности, прежде всего, доступ к экспортным возможностям обусловливали селекцию, условия выживания хозяйственных субъектов. Это привело к уходу с экономической арены большого числа предприятий, в том числе обладавших значительным производственным потенциалом, технологическими заделами. При проведении иной, более содержательной и национально ответственной экономической политики, исключавшей безразличие и равнодушие к разрушению промышленного потенциала страны, оказанию поддержки, прежде всего рыночно ориентированным менеджментом, издержки рыночной трансформации могли быть существенно ниже. В этом смысле государство несет ответственность за углубление структурных перекосов в экономике, за кардинально различные условия конкурентной борьбы, в которые поставлена значительная часть российских предприятий.

Созданный в результате трансформации современный хозяйственный механизм носит в основном рыночный характер. Имеющиеся существенные исключения не меняют общую оценку. В большинстве секторов экономики сложился менеджмент, который вполне ориентирован на использование сигналов рынка, реагирует на изменения коммерческой конъюнктуры. Получение доходов от основной хозяйственной деятельности доминирующий мотив бизнеса. В большинстве хозяйствующих субъектов существенно возрос уровень контроля за материальными издержками. В то же время стремление к росту масштабов и эффективности бизнеса на основе инновационной деятельности, предпринимательской инициативы не стало доминирующим мотивом менеджмента.

2 Становление институциональных основ экономической системы. Сложились основы институциональной (формальной и неформальной) среды, регулирующей хозяйственную жизнь. Эта среда еще довольно далека от последовательно легальной, основанной на строгом соблюдении законов. Основа современной институциональной среды - широко распространенная неформальная конвенция относительно меры допустимости нарушения формальных норм, включая писаные законы. Эта мера в решающей степени зависит от уровня влияния соответствующей «крыши», близости к структурам, осуществляющим контроль над соблюдением законности в стране. Эти факторы также определяют возможности использования «силового» ресурса в конкурентной борьбе. Нормы и санкции этой системы уже преобладают над теневыми и открыто криминальными отношениями и «разборками».

Избирательное применение законодательства, использование санкций правоохранительных органов все еще широко используется в хозяйственной жизни на разных уровнях, в том числе в рамках коррупционного давления на бизнес, в корпоратвных войнах.

За последние годы произошло существенное упорядочение и универсализация функционирования сложившейся институциональной конструкции. В результате кардинально снизились хозяйственные и политические риски. Действие этой конструкции стало гораздо более локализованным, переместилось преимущественно на региональный уровень, не вступает более в противоречие с политическими интересами власти. Грубые нарушения данной конвенции силовыми структурами все чаще становятся предметом санкций со стороны высших властей. Экономический подъем последних лет в большой мере обусловлен этой позитивной эволюцией институциональной среды.

В то же время неизбежное отсутствие универсализма данной неформальной конвенции, достаточно широкие масштабы нарушения законности, нескоординированность действий правоохранительных органов в применении данной конвенции делают сложившуюся институциональную среду довольно рыхлой, импульсы и сигналы этой среды, посылаемые хозяйствующим субъектам, достаточно противоречивыми. Такая среда затрудняет адаптацию субъектов хозяйственной жизни, создает достаточно высокие риски для предпринимательской активности, в т.ч. для инвестиционных проектов. Уровень транзакционных издержек, порожденный этой средой, является значимым фактором, угнетающим экономическое развитие, в особенности, в условиях существенного удорожания материальных факторов производства.

3 Складывание общенационального консенсуса относительно базовых принципов функционирования экономики.

В ходе адаптации к новым социально-экономическим условиям, роста прямой заинтересованности основных социально-экономических групп в позитивном развитии рыночных отношений кардинально снизилось влияние идейно-политических сил, принципиально противостоящих основам существующего хозяйственного порядка. Сегодня уже нет сколько-нибудь влиятельных социально-политических групп, отрицающих необходимость рыночного и конкурентного характера экономики России.

Формирование широкого общенационального консенсуса относительно базовых рыночных принципов функционирования экономики кардинально переформатировало направления общественной дискуссии относительно направлений экономичесой политики. Снизилось влияние доктринеров, отстаивающих необходимость формирования экономического курса в соответствии с определенными идейно-политическими конструкциями. В центре внимания общества оказывается поиск путей повышения эффективности отечественной экономики. В этой связи в общественном сознании существенно упрочились позиции политических сил, которые отстаивают необходимость разработки и реализации альтернативной экономической политики. Такая политика призвана реализовать потенциальные преимущества рыночной конкуренции, но реалистично оценивающей (объективно обусловленную и хорошо известную из теории) ограниченность действенности рыночных механизмов в целом ряде областей хозяйственной жизни.

4 Смена характера экономического функционирования: развитие выгоднее разворовывания.

В результате адаптации субъектов хозяйственной жизни к новым условиям хозяйствования и по мере упрочения институциональной среды, регулирующей экономические отношения, существенно снизился уровень хозяйственных рисков. Возросла предсказуемость результатов систематической хозяйственной деятельности, возросли потенциальные возможности для ведения легального и стационарного бизнеса. Одновременно стала более устойчивой и легальной структура собственности, повысился контроль над менеджментом со стороны собственников. В результате этих позитивных изменений сменились базовые приоритеты функционирования большинства российских корпораций, которые в большинстве своем ориентированы на повышение доходов и прибыли. Уходят времена, когда главным бизнесом были «воровство из убытков», «захваты предприятий», «притворные банкротства». Существенно снизилось значение столь распространенной прежде стратегии менеджмента, как вывод активов из вверенного им бизнеса. В ее ходе осуществлялось значительное иллегальное перераспределение собственности, а также стимулировалось бегство капиталов из страны.

5 Последние годы ознаменовались существенным снижением «теневого» влияния олигархических группировок на выработку основных политических решений, на формирование и реализацию экономической политики. Сегодняшнее все еще слабое, неэффективное и не определяющее приоритетов государство уже не «комитет по управлению делами олигархов». В результате произошло значимое переструктурирование интересов основных субъектов экономической политики. Утратив эксклюзивность отношений с государством, лишившись монопольной возможности использовать его ресурсы в собственных целях, ряд крупнейших финансово-промышленных групп переосмыслил структуру своих интересов в новой ситуации, осознал базовую общность этих интересов с другими группами бизнес-сообщества. В результате быстро консолидируется достаточно широкая система интересов, охватывающая основную часть крупного и значительную часть среднего бизнеса. Важными ее элементами являются возросшая зависимость экономического положения и перспектив развития этих субъектов от характера государством экономической политики; от системы институтов, регулирующих хозяйственную жизнь страны.

В структуру интересов этих групп все больше входит необходимость проведения активной промышленной политики, направленной на структурные сдвиги в экономики; поддерживающей отечественных товаропроизводителей на приоритетных сегментах внутреннего рынка; стимулирующей внешнеэкономическую активность российских промышленников.

Эта национально ответственная часть российского бизнеса сформировала общественный запрос на эффективное государство, на стратегию национальной модернизации.

В рамках этого запроса государство призвано:

обеспечивать концептуальное лидерство в формировании экономической политики, как ключевого элемента национальной модернизации, приоритетов и инструментов этой экономической политики;

содержательно анализировать реалии хозяйственной жизни страны, включая структуру жизненных интересов российского бизнеса и распространенные хозяйственные практики;

создавать надежные институты, способные на деле регулировать хозяйственную жизнь страны, пользующиеся доверием всех субъектов экономики;

последовательно реализовывать на практике принципы и задачи новой экономической политики.

Однако этот новый общественный запрос на эффективное государство, на стратегию национальной модернизации даже еще не вполне осознан руководством страны, не говоря уже о формировании адекватного предложеня.

В то же время часть крупнейших ФПГ (прежде «олигархического» бизнеса) все еще строит свои хозяйственные стратегии на прямом или косвенном уходе из хозяйственной деятельности на территории России (кардинальном снижении масштабов участия в собственности и в осуществлении менеджмента).

1.2 Проблемы развития

1.2.1 Мифологизация современной российской экономики

Развитие отечественной экономики отягощено комплексом разнородных мифов, сильно препятствующих осознанию хозяйственной реальности, разрешению назревших проблем. Эти мифы во многом порождены либералами-догматиками - рыночными фундаменталистами, больше заинтересованными в одобрении своих единомышленников на Западе, чем в реагировании на реальные вызовы национальной экономики. Прорыв сквозь паутину мифов необходимое условие оздоровления экономической политики.

«Большая страна, маленькая экономика» - заведомая слабость и низкая конкурентоспособность большинства секторов экономики России. Достаточно вспомнить выступление в Государственной Думе Германа Грефа, заявившего: «наши товары не нужны никому, кроме нас».

Реально:

6-7-я экономика мира с уровнем ВВП на душу населения (порядка 9000 долларов), вполне сопоставимым с уровнем «новых» членов ЕЭС;

Потенциальная техническая и технологическая конкурентоспособность большинства «выживших» секторов и предприятий, отягченная нерыночным менеджментом и слабостью институциональной среды. Значительное количество успешных предприятий нашей страны (не только сырьевой сектор, но многие машиностроители и даже предприятия ВПК, участвующие в экспортных поставках) использовали свои доходы на технологическое переоснащение. Подтверждением является реальный опыт и обоснованные планы внешнеэкономической экспансии (увеличение экспорта и создание сборочных производств и сервисных систем на территории стран-импортеров) ряда крупных машиностроительных концернов (например, Концерн «Тракторные заводы»);

Нерыночный, во многом сохраняющий «совковые» комплексы, взгляд на экономические реалии, блокирующий принятие реалистических мер, вытекающих из специфики отечественной ситуации. Отсутствует понимание, что коммерческий успех состоит в удовлетворении наличного платежеспособного спроса, в успешном зарабатывании денег легальными средствами. Нельзя сводить успех лишь к завоеванию рынков ведущих западных стран. Успешная конкуренция с импортом на российском рынке или на рынках стран со средним уровнем развития серьезный коммерческий успех. Непонимание этого основополагающего подхода выливается в искаженные представления о реалиях хозяйственной жизни. Яркий пример - искаженная оценка ситуации на ВАЗе. Дело не в неустранимом техническом отставании отечественного автопрома. Главная проблема ВАЗа заключается в структуре доходов населения страны, в соответствующем этой структуре спросе на массовый автомобиль и в вытекающей отсюда необходимости производить дешевый автомобиль, который был бы по карману сотням тысяч покупателей в России и СНГ. Изживание этих комплексов позволило бы пересмотреть многие реалии хозяйственной жизни, открыло бы новые рыночные возможности для отечественной промышленности.

Критическая зависимость экономического роста от притока прямых иностранных инвестиций.

Использованная литература

  1. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
  2. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007.
  3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
  4. Государство и бизнес: союз за национальную модернизацию // Проект Доклада подготовлен рабочей группой совета (д.э.н. Дискин И.Е., руководитель; к.и.н. Орлов Д.И.)
  5. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005.
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.
  7. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. - 632 с.
  8. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Стратегия инновационного прорыва России на основе долгосрочного прогноза инновационно-технологического развития (научный доклад). - М.: ИНЭС, 2004. - 42 с.
  9. Львов Д.С. Путь в 21 век. - М.Экономика 1999.
  10. Орлов Д. Легитимация итогов приватизации в России: аналитический доклад. М., 2005.
  11. Петро Ю., .Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // РЭЖ 7-8, 2006.
  12. Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом.- М. Наука, 2003.


Другие похожие работы