Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Этика --> Десять лекций по этике

Десять лекций по этике

Москва

Учебник по предмету:
"Этика"



Название работы:
"Десять лекций по этике"




Автор работы: Александр
Страниц: 76 шт.



Год:2008

Цена всего:400 рублей

Цена:1400 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Тому, кто не познал науки добра,

всякая иная наука приносит лишь вред».

М.Монтень

«Нравственная философия есть

не более как систематический указатель

правого пути жизненных странствий

для людей и народов».

Вл.С.Соловьев

Мы не всегда отдаем себе отчет в том, что в центре духовных ис¬каний многих философов и богословов, писателей и педагогов нахо¬дятся проблемы морали. Иначе говоря, они так или иначе выходят на размышления о смысле жизни, справедливости, добре и зле, долге и совести. В этом нетрудно убедиться, обратившись к сочинениям Пла¬тона и Сенеки, Августина и Абеляра, Канта и Шопенгауэра, Достоев¬ского и Л.Толстого, Вл.Соловьева и А.Камю. Перечень этих имен мож¬но продолжить «до бесконечности». И это вполне закономерно, ибо именно моральное сознание устремлено к самой сути человека, к ко¬нечным вопросам его существования. Именно моральные ценности в конечном счете утверждаются или низвергаются в самых различных видах деятельности. Кроме того, как отмечают психологи, возможность удовлетворения своих нравственных потребностей (потребности в доброте, сострадании, любви и смысле жизни и др.) является важным условием для нормальной жизнедеятельности личности.

Особенно обостряется интерес к нравственной проблематике на крутых поворотах истории, так как в значительной степени от уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача тех или иных социальных преобразований, их направленность. О последнем Достаточно убедительно свидетельствуют те трудности, просчеты, с которыми сталкивались реформы, проводившиеся в России в течение че одного столетия.

Уровень морального сознания личности и общества зависит от многих факторов. И не в последнюю очередь - от нашей этической просвещенности, от нашего понимания сущности нравственных цен¬ностей, от нашего умения их реализовывать в самых разнообразных ситуациях.

Л.Н.Толстой замечал, что далеко не все понимают, «как важно, драгоценно и каким длинным путем достигается уяснение, упрощение нравственной истины». Вся жизнь человеческая, по мнению великого русского писателя, не имеет другой цели, как уяснение этой нравствен¬ной истины. Действительно, далеко не всегда осознается то обстоятель¬ство, что при исследовании своего внутреннего мира, своего «я» чело¬век преодолевает трудности ничуть не меньшие, чем при раскрытии загадок Вселенной.

Предлагаемый курс лекций по этике посвящен раскрытию основ¬ных направлений нравственных исканий человечества, анализу цент¬ральных понятий морального сознания, рассмотрению взаимоотноше¬ний морали с другими компонентами культуры.

Этика: становление и современность

I. Понятие этики. Основные этапы становления этики

Выдающийся русский мыслитель Вл.Соловьев (1853-1900) назы¬вал немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) родоначаль¬ником нравственной философии, т.е. этики. Подобное утверждение может кому-то показаться слишком категоричным, ибо хорошо изве¬стно, что вопросы морали активно исследовались в работах многих богословов, философов, педагогов. Но, судя по всему, русский фило¬соф не только отмечал особый вклад Канта в развитие этических ис¬следований, но и указал на длительный, сложный процесс становле¬ния этики как относительно самостоятельного учения. А это могло быть следствием того, что и сама мораль - как предмет этики - доста¬точно поздно оформилась в самостоятельную область культуры.

В отличие от своих предшественников, так или иначе пытавшихся решить нравственные проблемы ссылками на богословие, биологию,

психологию и часто не выявлявших специфики нравственности, немец-

кии философ полагал, что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а принципы морали существенно отличаются от эмпиричес¬кого знания и до всякого опыта (a priori) заложены в человеческом ра¬зуме; Кант стремился разработать независимую, «чистую» моральную философию. По его мнению, нравственное поведение совершается не из выгоды, симпатий, подражания, а из одного лишь уважения к нравствен¬ному закону? Иначе говоря, этика есть учение не о сущем, а о должном. Она исследует совершенно другой мир - мир свободы. Если, например, физика есть наука о законах природы, то этика - о законах свободы. В этом, пожалуй, и заключается суть принципиально нового отношения немецкого философа к нравственности, к этике.

Таким образом, можно с определенными оговорками утверждать, что именно к концу XVIII века завершился подготовительный (пред¬варительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому вре¬мени наиболее глубокие философы (и прежде всего Кант) осознали,

что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-либо другим явлениям культуры, а имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества. А начался процесс формирования этики в середине I тыс. до н.э. практически одновременно в Древней Греции, в Индии, в Китае. Сам термин «этика» (от греч. ethos - обычай, нрав, привычка) ввел в на¬учный оборот Аристотели (384-322 до н.э.), написавший такие тру¬ды, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др. Но не этого вы¬дающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым эти-ком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности за-нимался его учитель - Платон (428-348 до н.э.), а также учитель са¬мого Платона - Сократ (469-399 до н.э.). Словом, можно утверждать, если вспомнить еще Протагора (480-410 до н.э.), Демокрита (460-370 до н.э.) и их последователей, что нравственная проблематика, прав¬да, еще достаточно нечеткая, размытая, начинает занимать определен¬ное место в творческих исканиях целого ряда мыслителей, живших в V и в последующих веках до новой эры.

Этика, разумеется, начала развивать¬ся не вдруг, не с нуля. В предшествующий период на протяжении столетий накап¬ливался первичный мыслительный мате-риал. В древнейших мифах, сказках, пого¬ворках формулировались самые разнооб¬разные правила поведения, выделялись соответствующие санкции "за нарушения запретов и предписаний, давались общие ориентиры жизнедеятельности. В сохра¬нившихся письменных памятниках куль¬туры встречаются наставления, отличаю¬щиеся в определенных фрагментах (при общем достаточно жестком отношении к простому смертному) справедливостью, добротой.

В указах египетских фараонов, шумерс¬ких и вавилонских царей однозначно осуждаются воровство, клевета, ве¬роломство, регулируются отношения между супругами... Словом, по-сво¬ему фиксируется существовавший тогда уровень духовной культуры.

Фрагмент клинописного текста из свода

законов вавилонского царя Хаммурали

(базальтовая стела, XVI в. до н.з.: Париж.

Лувр)

Более того, некоторые мыслители древнего мира, как бы обгоняя свое время, ставили иногда такие вопросы, которые вызывают труд¬ности и у современных мыслителей. Например, в «Вавилонской тео-дицее» (IX в. до н.э.) - название этому памятнику культуры было дано в наше время - очень смело исследовалась проблема существования зла в мире, которым управляет Бог:

Сызмальства следовал я воле божьей, Простершись, с молитвой искал богиню. Но влек я ярмо бесприбыльной службы, -Бог положил вместо роскоши бедность; Дурак впереди меня, урод меня выше, -Плуты вознеслись, а я унижен...

• Острые вопросы ставились и в творчестве древнегреческого мыс¬лителя Гесиода (VIII - VII вв. до н.э.), создавшего такие поэмы, как «Труды и дни», «Теогония» и др. В частности, рассматривались в той или иной мере наиболее значимые качества людей, проблемы справед¬ливости, нравственного прогресса и др.

Однако подобные попытки проанализировать или, по крайней мере, зафиксировать духовную жизнь человека носили достаточно разрозненный характер. Собственно, и сама духовная жизнь общества еще не достигла той сложности, многогранности, какую она приобре¬ла в последующие века. Можно сказать, существовала единая духов¬ная культура, в которой еще не отпочковались, не выделились в отно¬сительно самостоятельные сферы мораль, право, религия. Более того, господствовавшее на протяжении многих веков мифологическое ми¬ровоззрение в своих построениях практически не выделяло человека из природы, и фактически считалось, что и общество, и природа раз¬виваются по одним и тем же законам, имеют одни и те же устремле¬ния, судьбы. Не случайно боги на протяжении тысячелетий имели либо звериный, либо получеловеческий облик.

Вызревавший в течение не одного столетия поворот в духовной жизни Древней Греции, заключавшийся в отказе от многих старых ми¬фологических образов, от древнейших родоплеменных традиций, обы¬чаев, нравов, произошел примерно в V в. до н.э. Именно в это и в пос¬ледующее столетие древнегреческая культура пережила, можно

сказать, необыкновенный взлет. Именно в этот исторический период творили выдающиеся философы (Сократ, Платон, Демокрит, Аристо¬тель и др.), драматурги (Еврипид, Софокл, Эсхил), политические де¬ятели (Клисфен, Перикл) и др. Однако наиболее ярко сущность пере¬ворота была выражена в учении софистов (Протагор, Критий, Горгий и др.). Они по существу первыми в европейской культуре стали утвер¬ждать, что законы общественной жизни, законы культуры устанавли¬ваются самими людьми с учетом своих интересов. Если законы при¬роды

Содержание работы

«Тому, кто не познал науки добра,

всякая иная наука приносит лишь вред».

М.Монтень

«Нравственная философия есть

не более как систематический указатель

правого пути жизненных странствий

для людей и народов».

Вл.С.Соловьев

Использованная литература

  1. Аристотель. Никомахова этика // Соч. В 4 т. М., 1984. Т. 4.
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  3. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991.
  4. Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993.
  5. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2.
  6. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного непри¬ятия мира // Избранное. Образ общества. М., 1994.
  7. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.
  8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
  9. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  10. Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Тула, 1991.
  11. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
  12. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4(1).
  13. Кениг К. Когда нужен психотерапевт... М., 1998.
  14. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991.
  15. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную пси¬хологию. М., 1999.
  16. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  17. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.
  18. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.
  19. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1.
  20. Соловьев Э.Я. Этикет. М., 1994.
  21. Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.


Другие похожие работы