Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Опыт социального воспитания личности в коллективе

Опыт социального воспитания личности в коллективе

МГУ

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Опыт социального воспитания личности в коллективе"




Автор работы: Елена
Страниц: 23 шт.



Год:2012

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1. Включенность личности в коллектив

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию. В социальной психологии при изучении малой группы место человека в системе психологических отношений с дру¬гими людьми рассматривается на уровнях социальных ста¬тусов, ролевого поведения и жизненных позиций личности — исходных элементов социального опыта, которые в опреде¬ленной мере отражают социально-психологическую характе¬ристику личности в группе. Для изучения организованного коллектива в этой характеристике необходима и другая точ¬ка отсчета, которая бы не только определяла место лично¬сти в организационной структуре, но показала, как эта лич¬ность непрерывно персонифицирует на себя организован¬ность и осуществляет необходимые для сохранения органи¬зации действия. Понятия микросоциологического уровня объ¬яснений этой персонификации не дают.

Термин «включенность личности в организацию» сходен с рядом социально-психологических понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция лич¬ности, характеризующая роли как «предписанные ... соци¬альной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения», сосредоточивает внимание на «объективной стороне деятельности и поведе¬нии личности...», когда «творческое начало в этой деятель¬ности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации»[1,72]. Включенность же пред¬полагает успешное выполнение своей роли в группе, прояв¬ление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.

Социально-психологическое понятие «статус личности» также не может в полной мере дать объяснение организа¬ционных отношений и взаимодействия человека в организа¬ционной социальной общности, поскольку социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпоч¬тений, отданных остальными членами группы по деловому и эмоциональному критерию, тогда как организованность коллектива в основном характеризуется отношениями нор¬мативными — системой ответственных отношений и взаимо¬действия во взаимозависимой деятельности.[1,75]

Наиболее близким понятием, составляющим социально-психологическую характеристику личности, является «пози¬ция личности» — «отношение человека к системе норм, пра¬вил, шаблонов поведения...»[1,81]. Конечно, пози¬ция личности в определенных аспектах характеризует ее ак¬тивность в организационной системе. Но вместе с тем орга¬низационные отношения и взаимодействие членов коллекти¬ва, находясь в постоянном видоизменении, как раз предпо¬лагают отход от шаблонов, направленных на сохранение и поддержание организации (или, наоборот, на внедрение дез¬организации).

Включенность следует понимать как адекватное или не¬адекватное участие личности в жизнедеятельности коллек¬тива, в реализации его целей. В случае адекватного участия у учащегося проявляются инициатива, активность, стремле¬ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляет¬ся либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете...»).

Включенность как участие в делах коллектива опреде¬ляет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуж¬дает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характери¬зует его включенность.

Включенность — это не просто принадлежность челове¬ка к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Это не только накопление возможно большего числа актов поло¬жительного поведения в коллективе, а такое состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.

Необходимость вырабатывать внутренние условия это¬го общего нравственного принципа для того, чтобы раскры¬вать простор для самодеятельности и инициативы учащихся хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Так, В. А. Сухомлинский, формируя социальную ориенти¬ровку у детей Павлышской школы, придавал огромное зна¬чение осмыслению и переосмыслению нравственных ценно¬стей с целью воспитания. Он писал, что она заключается в том, чтобы человек, стремясь к творчеству во имя полноты своей «...духовной жизни, выражал это стремление в своей деятельности, в поступках, в поведении, во взаимоотношени¬ях с людьми, в жизненных конфликтах. А где источник это¬го стремления? Он в том переживании радости творчества для людей, которое рождает труд, одухотворенный возвы¬шенной идеей. Исключительно важно, чтобы человек в годы отрочества и юности каждый день, образно говоря, черпал все новые и новые силы в этом источнике. Если этот источ¬ник есть, наш воспитанник — не пассивный объект воспита¬ния, а активный борец...»[6,48].

В. А. Сухомлинский приводит ряд примеров, подтверждающих это. В школе учился один из «равнодушных» подростков. Но вот коллектив заметил, что он любит маленьких детей: играет с ними, мастерит для них игрушки и т. п. Ему помогли устроить площадку для игр с малышами, посадили сад и назвали его хорошим сло¬вом «Радость», и усилия подростка стали действительно при¬носить ему радость творческого труда.

Рассмотрим более подробно вопрос о включенности лич¬ности в рамках организационных свойств коллектива. Такое рассмотрение важно, потому что включенность, будучи ре¬зультатом хорошей организации коллектива, в то же время сама представляет собой аспект организации. Под вклю¬ченностью личности мы будем понимать не только полное принятие индивидуумом целей, мотивов и ценностей органи¬зации, но и проявление таких его личностных черт, которые способствуют укреплению коллектива как организованной системы.

В психологии интенсивно исследуются проблемы эффек¬тивности коллектива, т. е. такой его активности, при кото¬рой учитываются не только затраты «совокупных сил» чле¬нов коллектива, но и «усиление» группы (К. Левин), коллектива (А. В. Петровский с сотрудниками) как социальной ор¬ганизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Включенность личности в коллектив 4

2.Социализация как социально-педагогическое явление 13

3.Социально-ориентированные воспитательные дела 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Использованная литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология - М.: ACADEMIA, 2007. - 363 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2007. - 363 с.
  3. Белинская Е.П. Социальная психология личности. - М.: Аспект - Пресс, 2007. - 300 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/Под ред. Фильдштойна Д.И. - М.: Издательство института практической психологии, 2005.
  5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.- М.: Ин-т психологии РАН, 2004.- 109 с.
  6. Горностай П.П. Творчество, как форма освоения и переживания времени личности // Психология личности и время жизни человека. - Черновцы: ЧГУ, 2008. - С. 24-32.
  7. Костюк Г.С. О роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка // Сов.педагогика.- 2007.- N 6.- С. 15-40.
  8. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено: Пер с нем.- М.: Изд. гр. "Прогресс", "Универс", 2004.- 352 с.
  9. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении.- К.: Вид.центр "Просв•та", 2006.- 404 с.
  10. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2009. - 531 с.


Другие похожие работы