Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности эмоциональной сферы подростков (11-13 лет), больных шизофренией

Особенности эмоциональной сферы подростков (11-13 лет), больных шизофренией

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности эмоциональной сферы подростков (11-13 лет), больных шизофренией"




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 83 шт.



Год:2005

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Исследованию эмоциональной сферы при шизофрении посвящено относительно немного работ. Часть из них имеют выраженную клинико-психиатрическую направленность (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев), другая часть представляет собой попытки психологической квалификации состояния данной сферы у детей и подростков, страдающих шизофренией (В.М. Башина, М.Ш. Вроно, А.Е. Назаренко, Е.И. Жигэу).

Ощущается явный дефицит исследовательских средств, применимых к этой сфере, недостаточная теоретическая проработанность темы с психологических позиций (в работах В.В.Лебединского и его учеников больше внимания уделяется детям с РДА, нежели страдающим шизофренией).

Эмоциональные нарушения – одни из ведущих в детском возрасте вообще, согласно представлениям современной психологии (Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, В.В. Лебединский, А.И. Захаров и др), и, кроме того, они входят в «ядро» патопсихологического синдрома при шизофрении (см. работы В.М.Блейхера, Ю.Ф.Полякова, В.П.Критской с соавт, А.Е.Назаренко, Е.И. Жигэу и др.). Проблемы нарушенного эмоционального развития в детском возрасте можно рассматривать как одно из проявлений своего рода эмоционального дизонтогенеза. Для шизофрении в детском возрасте характерна полиморфность расстройств, поэтому важно дифференцировать эмоциональные (когнитивные и др.) проявления заболевания от особенностей возрастных кризов и т.п.. Исследовались эмоциональные нарушения при шизофрении у подростков с точки зрения проявления психопатологической симптоматики, а в психологии – с точки зрения поведенческих нарушений, преобладающего фона настроения, взаимосвязи эмоциональной сферы и семейной ситуации, или, напротив, выделялись отдельные фрагменты – распознавание эмоций, уровень семантического кодирования в эмоциональной сфере.

Данная работа носит во многом ориентировочный, пилотажный характер, поскольку нас интересует возможность комплексного подхода к особенностям эмоциональной сферы при шизофрении в детском и подростковом возрасте.

Эмпирический объект – дети и подростки 11-13 лет, страдающие шизофренией.

Проблема исследования – специфика различных сторон эмоциональной сферы у детей (подростков) больных шизофренией.

Цель исследования – определение подходов к изучению особенностей различных составляющих эмоциональной сферы (на когнитивном, оценочном и проективном уровне)

Поставленная цель конкретизирована постановкой следующих задач:

1. Изучить литературу по теме.

2. Выбрать наиболее адекватные для экспериментального исследования стороны эмоциональной сферы.

3. Сформировать исследовательский комплекс для многостороннего исследования эмоциональной сферы детей и подростков, больных шизофренией.

4. Провести эмпирическое исследование выделенных сторон эмоциональной сферы у здоровых и больных шизофренией подростков.

5. Сравнить особенности эмоциональной сферы в сопоставляемых группах.

6. Дать оценку использованному методическому инструментарию с позиций изучения эмоциональной сферы при шизофрении у подростков.

Гипотеза исследования:

У больных шизофренией есть черты сходства и различия в функционировании эмоциональной сферы по сравнению со здоровыми сверстниками.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Московской областной психиатрической больницы № 5, автор выражает глубокую благодарность заведующему психологической лабораторией вышеназванной больницы – В.Н. Которскому, а также заведующей детским отделением № 13 – О.В. Мещеряковой, всем пациентам, принимавшим участие в экспериментальных исследованиях. Глубокую признательность научному руководителю в оказании помощи и поддержке при написании данной работы – кандидату психологических наук Н.В. Зверевой. Так же автор выражает благодарность директору средней школы поселка Ашукино Пушкинского района Московской области – Е.В. Габренас в организации работы с детьми, вошедшими впоследствии в контрольную группу.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Литературный обзор ……………………………………………. 6

1.1 Общие представления об эмоциях …………………………………... 6

1.2 Обзор основных теоретических подходов к изучению эмоций …… 9

1.3 Особенности эмоциональной сферы подростков …………………... 13

1.4 История изучения шизофрении ……………………………………… 18

1.5 Классификация форм шизофрении подросткового возраста и их клинические особенности …………………………………………….

23

1.6 Эмоциональные нарушения и другие виды расстройств при шизофрении у подростков …………………………………………….

28

1.7 Особенности психического дефекта при подростковой шизофрении ……………………………………………………………

32

1.8 Гипотеза. Проблема. Задачи………………………………………….. 34

Глава 2. Экспериментальная часть …………………………………….. 36

2.1 Характеристика групп испытуемых …………………………………. 36

2.2 Организация и методы исследования ……………………………….. 39

2.3 Результаты исследования …………………………………………….. 42

2.3.1 Результаты исследования по методике «Рисунок себя» ……… 42

2.3.2 Результаты исследования по методике «Исследование самооценки» ……………………………………………………………..

44

2.3.3 Результаты исследования по методике «Кто я?»,

«Какой я?»………………………………………………………………..

45

2.3.4 Результаты исследования по методике «Истории Madeleine Thomas» - ИМТ …………………………………………………............

48

2.3.5 Результаты исследования по методике «Распознавание эмоционально-выразительных движений: поз и жестов» …….

52

2.3.6 Результаты исследования по методике «Распознавание эмоций» ………………………………………………………….............

55

2.4 Обсуждение результатов ……………………………………………... 57

2.5 Выводы ………………………………………………………………… 62

Заключение …………………………………………………………………. 64

Список литературы ………………………………………………………... 65

Приложения ………………………………………………………………… 69

Использованная литература

  1. Алейникова С.М. Сравнительное исследование формирования мышления у детей, больных шизофренией с разными типами дизонтогенеза. В сб.: Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении (под ред. Ю.Ф.Полякова), М., 1982, с. – 106.
  2. Алябьева И.Н. Отражение представлений о себе в рисунках подростков, больных шизофренией. Дипломная работа, М. : - 2004 г.
  3. Бабский Е.Б., Зубков А.А., Косицкий Г.И., Ходоров Б.И. Физиология человека. – М. : «Медицина», 1966. – 656с.
  4. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М.; Просвещение, 1975.
  5. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак.высш.пед. учеб. завед. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 384с.
  6. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. М.; 1989.
  7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).
  8. Бухановский А.О. Общая психопатология: Пособие для врачей / А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак, - 3-е изд., перераб. и доб. – Ростов – н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. – 416с. : ил.
  9. Вроно М.Ш. Шизофрения в детском возрасте // Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование / Под ред. А.В.Снежневского. – М.: Медицина, 1972.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. : Т.5. – М.; 1960. – 485с.
  11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М. : Педагогическое общество России, 2001 – 276 с.
  12. Горбач И.Н. Психоневрология: практ. Руководство для сред. мед. Персонала. – Мн.: «Современное слово», 2002.- 272с.
  13. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: «Аспект-Пресс», 2001. – 372с.
  14. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. / Хрестоматия по психологии; сост. Мироненко В.В.; под ред. Петровского А.В. – М.: «Просвещение», 1987.- 223с.
  15. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум / Оформл. Обл. А.С.Андреева. – СПб.: ИД «МиМ»,ТОО «Респекс», 1999. – 224с.
  16. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. 3-е изд., стереотипное – М.; «Когито-Центр», 2004.-351с. (Университетское психологическое образование».
  17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.: «Из-во политической литературы», 1978.-271с.
  18. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.- М.; Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-624с.
  19. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии.-Д.; Сталкер, 1997.- 432с.
  20. Жигэу Е.И. Особенности смысловой переработки информации у подростков, больных шизофренией / Автореферат на диссерт. на соиск. ученой степени к.псх.н. – М. – 2004 г.
  21. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учеб .пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 224с.
  22. Изард К.Е. Психология эмоций / Перев. с англ.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  23. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.- 72с.
  24. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). М. : Медицина, 1979.
  25. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд. 2-е, переработанное и дополненное.- М.: Медицина, 1995. – 560с., ил.
  26. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. проф. В.А.Гурьевой. – М.: Генезис, 2001.- 480с.
  27. Козловская Г.В. Фатальна ли шизофрения у потомства больных родителей. // Школа здоровья. 1995. Том 2, №2, стр. 32-40.
  28. Корсаков С.С. Курс психиатрии.- М., 1901 – Т.2.
  29. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431с.
  30. Крепелин Э. Учебник психиатрии для врачей и студентов: Перевод с немец. – Т.1-2.- М.; 1912, 1920.
  31. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в психологию.- Л.: «Медицина», 1966.
  32. Леванова Е.А. Подросток родителям о психопластике личности. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- 96с.
  33. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность / Хрестоматия по психологии личности; Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. – М.; 1999.- 165с.
  34. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность. Психология личности. Тексты /под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузыря.- М.: «Изд-во МГУ», 1982.- 71с.
  35. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. Л., 1989.- 215с.
  36. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.; 1962.
  37. Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция психических процессов/ А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская (ред.). – М.; Изд-во МГУ, 1966.
  38. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти томах АМН СССР / Под ред. В.И.Покровского – Т.2, 1991. – 624с.
  39. Манцева В.Н. Клиника, лечение и профилактика вялотекущей шизофрении / Дис. канд.мед.наук. – М.; 1958.
  40. Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. 3-е изд. М. : Смысл, 2003. – 157с.
  41. Минаева Н.В. Эмоционально-личностная сфера подростков с диагнозом – шизофрения. М. : - 2004 г.
  42. Наджаров Р.А., Тиганов А.С., Смулевич А.Б. и соавт. Шизофрения // Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В.Морозова. – М.; 1988. Т.1. – 420с.
  43. Назаренко А.Е. Распознание эмоционально-выразительных движений детьми, больными шизофренией / Автореферат на диссерт. на соиск. ученой степени к.псх.н. – М. – 1990 г.
  44. Общая психология: Сборник текстов / Под ред. В.В.Петухова. – выпуск 11. – М.; Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.- 280с.
  45. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 128с.
  46. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х томах / Под редакцией В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. Т.1.-М.: ЧеРо: Высш.шк.: Изд-во МГУ, 2002.- 744с.
  47. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х томах /Под редакцией В.В.Лебединского и М.К.Бардышевой. Т.11.- М.: ЧеРо: Высш.шк.: Изд-во МГУ, 2002.- 818с.
  48. Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман.- М.: ЧеРо, 2002. - 752с. (Серия: Хрестоматия по психологии).
  49. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. –М.: Изд-во МГУ, 1984.- 288с.
  50. Психопатология детского возраста. Хрестоматия. /Под ред. А.Ю.Егорова.- СПб.: Издательство «Дидактика Плюс» - 2002,- 368с.
  51. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие – Переработанное и дополненное. – М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 264с.
  52. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е.Алексеевой, С.Нуровой.- М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999.- 432с. (Серия «Мир психологии»).
  53. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.- 283с.
  54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: «Питер», 1999.- 705с.
  55. Руководство по медицине. Диагностика и терапия. В 2-х т. Т.2.: Пер. с англ. /Под ред. Р.Беркоу, Э.Флетчера.- М.: Мир, 1997.- 872с.
  56. Руководство по психиатрии. /Под ред. А.С.Тиганова.- М.; Медицина, 1999. Т.1. – с.488.
  57. Сосюкало О.Д. Аффективная патология у детей и проблема девиантного поведения // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Ташкент, 1984. с. – 187-189.
  58. Справочник практического врача /Ю.Е.Вельтищев, Ф.И.Комаров, С.М.Навашин и др.; Под ред. А.И.Воробьева; Сост. В.И.Бородулин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Баян, 1992 – 608с.
  59. Судебная психиатрия: Учебник/Под ред. проф. А.С.Дмитриева, проф. Т.В.Клименко. –М.: Юристъ, 1998.-408с.
  60. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – М.: Медицина, 1974.- 320с.
  61. Теплов Б.Т., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Хрестоматия по психологии. сост. Мироненко В.В., ред. Петровского А.В. – М.; 1987.- 269с.
  62. Труды всесоюзного центра психического здоровья АМН СССР / Под ред. проф. М.Ш.Вроно. Том 3. – М. : 1986.
  63. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : Избранные труды. – М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672с.
  64. Физиология человека / Моск.Пед.ун-т. – М.; 1996.- 64с.
  65. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.- 480с.
  66. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 400с. (Серия «Библиотека студента»).
  67. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие /Ред.- сост. к.психол.н. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 656с.
  68. Шизофрения / Под общ. редакцией проф. И.А.Полищука – Киев.; «Здоровья», 1976.- 261с.


Другие похожие работы