Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности мышления у детей с шизофренией и олигофренией в степени дебильности

Особенности мышления у детей с шизофренией и олигофренией в степени дебильности

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности мышления у детей с шизофренией и олигофренией в степени дебильности "




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 65 шт.



Год:2009

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия увеличился рост числа различных заболеваний, связанных с неблагоприятной наследственностью, ухудшением экологической среды и многих других факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье человека. И если благодаря современной медицине найдены пути излечения многих соматических заболеваний, то, что касается психики, здесь возникают все более сложные вопросы. Это связано с тем, что характер, симптомы психических заболеваний видоизменяются. На сегодняшний день шизофрения качественно отличается от шизофрении полвека назад.

Появляются новые формы, которые могут смешиваться между собой, протекать параллельно с другими заболеваниями, из-за чего ухудшается само течение и прогнозирование. Да и сама болезнь «помолодела», если раньше диагноз ставили преимущественно в подростковом возрасте, то сейчас уже в детском возрасте. Количество таких детей по статистике растет с катастрофической скоростью. На сегодняшний день встает вопрос о дальнейшей судьбе этих детей.

В городе Химки с 1996 года существует Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, в котором больные дети и их родители получают психологическую помощь. За это время дети подросли, прибывают новые ребята, перед которыми закрывают двери для образования. Им ставят гриф «необучаем». Это значит, что в школу такого ребенка не принимают, и родители вынуждены воспитывать их дома, что вызывает большие трудности. Кроме того, часто родители встречают отрицательное, а порой и недоброжелательное отношение к ребенку со стороны общества, поэтому они ограничивают общение своего ребенка. Это приводит к самоизоляции семей, не происходят интегративно-адаптационные процессы.

Поэтому сегодня необходимо создание особых, как бы переходных учреждений, которые бы отличались от типовых специальных школ не только и не столько изменением структуры, форм и содержания работы, сколько возможностью максимально эффективно помочь и поддержать детей с проблемами в развитии и их родителей, перестроить в целом отношение к этим детям, к их бедам и нуждам.

Из опыта работы Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями есть немало примеров, когда дети, считавшиеся «безнадежными» в смысле обучения, добивались хороших результатов.

В Химкинском районе нет таких образовательных учреждений, которые были бы готовы работать с «особыми» детьми.

Дети, больные шизофренией в первую очередь обращают на себя внимание своим неадекватным поведением, в связи с этим провести исследование на предмет уровня развития часто не предоставляется возможным, вследствие чего им отказывают не только в возможности обучаться, но и в психологической коррекционной помощи. Хотя их интеллектуальное развитие зачастую в некоторых областях гораздо выше даже сверстников.

В Центре реабилитации детей не отказывают таким детям, с ними занимается много специалистов по индивидуальным программам и, прежде всего с индивидуальным подходом. Но эти программы не вписываются в принятую систему образования. Поэтому для утверждения разработанных специалистами Центра методик необходимо доказать, что они приносят положительный результат. Для этого администрация Центра реабилитации запросила провести всесторонние исследования тех детей, которые уже занимаются по данным программам.

Данная работа направлена на частичное обследование, а именно, интеллектуальной сферы детей с шизофренией.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дадут возможность расширить представления о специфике протекающих процессов мышления у детей с шизофренией и олигофренией.

Практическая значимость исследования. Результаты изучения особенностей мышления у детей с данными видами дизонтогенеза могут явиться вспомогательным фактором в разработке комплексов реабилитационных программ, внести изменения в методики, а главное, доказать обучаемость таких детей. Это в последствии внесет определенный вклад в отстаивании прав на образование этих детей и создание школы со своим уставом и своей образовательной программой.

Предмет: особенности мышления у детей с шизофренией и олигофренией.

Объект: 1 – дети с шизофренией 11 – 12 лет, обучающиеся в Центре

реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки

(8 чел.)

2 – дети с олигофренией 11 – 12 лет, обучающиеся во

вспомогательной школе по программе 8 вида г. Москвы

(8 чел.)

Цель работы: исследование особенностей мышления у детей 11 – 12 лет,

больных шизофренией и олигофренией в стадии дебильности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический обзор специальной литературы по исследованию особенностей интеллектуальной сферы у детей с данными видами дизонтогенеза.

2. Осуществить выбор методик, адекватных цели исследования.

3. Провести сравнительный анализ особенностей мышления у детей с шизофренией и олигофренией на материале эмпирического исследования.

4. Выявить и описать сходства и различия особенностей мышления у детей двух видов дизонтогенеза.

В работе использовались следующие методы:

1. Метод наблюдения и беседы.

2. Единый протокол, состоящий из классических методик исследования мышления:

- конструирование предметов

- Кубики Кооса

- Разбор и складывание сложной пирамидки

- Классификация предметов

- Исключение предметов

- Вербальные аналогии

- Серии сюжетных картинок

- Пиктограмма.

3. Методы качественной и количественной обработки полученных данных.

В соответствии с целью исследования и на основе обзора литературы по проблеме особенностей формирования мышления у детей с шизофренией и олигофренией в стадии дебильности была сформулирована общая гипотеза исследования:

Общая гипотеза. У детей с шизофренией лучше развито образное и абстрактное мышление, а у детей с олигофренией преимущественно конкретное мышление.

Исследование проводилось на базе Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки и вспомогательной школы г. Москвы в период с марта по май 2004 г.

Содержание работы

Введение ………………………………….…………………

Глава 1. Психологическая природа мышления …………….

1.1. Психологические теории мышления …………...

1.2. Мышление как процесс ………………………….

1.3. Развитие мышления в онтогенезе ………………

Глава 2. Нарушение психического развития. …………........

2.1. Необратимое недоразвитие (олигофрения в стадии дебильности) ……………………...........

2.2. Искаженное развитие (шизофрения) …………...

Глава 3. Эмпирическое исследование мышления у

детей с олигофренией и шизофренией …………...

3.1. Характеристика испытуемых ……………….......

3.2. Методы исследования ……………………….......

3.3. Результаты исследования детей, больных шизофренией ……………………………………..

3.4. Результаты исследования детей с олигофренией в стадии дебильности ……………………………

3.5. Обсуждение результатов исследования ………..

Выводы ……………………………………………………...

Заключение …………………………………………............

Используемая литература ………………………….............

Приложение ………………………………………………... 3

6

6

11

13

23

23

28

35

37

41

42

49

56

60

61

62

64

Использованная литература

  1. Алейникова С.М., Захарова Н.В. Сравнительное изучение особенностей перцептивной и мыслительной деятельности детей, больных шизофренией //Журнал невропатологии и психиатрии. 1984
  2. Алейникова С.М. Сравнительное исследование формирования мышления у детей, больных шизофренией с разными типами дизонтогенеза. Москва 1982.
  3. Бадалян Л.О. Развивающийся мозг//Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. «Питер», 2001.
  4. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
  5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2002.
  6. Божович Л.И. Переходный период от младенчества к раннему возрасту. – М.: ИПП, 1996.
  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986.
  9. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996.
  10. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. – М.: просвещение, 1973.
  11. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). – М., 1971.
  12. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.
  13. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  14. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении. – М.: ИПП, 1996.
  15. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии, 2001.
  16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.
  17. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
  18. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия – М.: медицина, 2000.
  19. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владое, 1995.
  20. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология – М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  21. Кононова М.П. «Шизофрения»//Детская патопсихология: Хрестоматия. – М.: «Когито-Центр», 2000.
  22. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.
  23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
  24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – т. 2. – М., 1983.
  25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
  26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  27. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.
  28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагенство», 1996.
  29. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997.
  30. Певзнер М.С. Дети – олигофрены – М., 1959.
  31. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996.
  32. Поляков Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследований шизофрении. Москва, 1982
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002.
  34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника – М., 1970
  35. Сметанников П.Г. Психиатрия: краткое руководство для врачей. – СПб.: СПбМАПО, 1995.
  36. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974.
  37. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии/ Пер. с нем. Г.А. Обухова – Мн.: Интерпрессервис, 2002.
  38. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
  39. Фуллер Тори Э. Шизофрения – СПб: Питер Пресс, 1996.
  40. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  41. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО «Учебная », 1995.
  42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  43. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М.: «Олимп»; «ИНФРА – М», 1999.
  44. Используемая .
  45. Алейникова С.М., Захарова Н.В. Сравнительное изучение особенностей перцептивной и мыслительной деятельности детей, больных шизофренией //Журнал невропатологии и психиатрии. 1984
  46. Алейникова С.М. Сравнительное исследование формирования мышления у детей, больных шизофренией с разными типами дизонтогенеза. Москва 1982.
  47. Бадалян Л.О. Развивающийся мозг//Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. «Питер», 2001.
  48. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
  49. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2002.
  50. Божович Л.И. Переходный период от младенчества к раннему возрасту. – М.: ИПП, 1996.
  51. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  52. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986.
  53. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996.
  54. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. – М.: просвещение, 1973.
  55. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). – М., 1971.
  56. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.
  57. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  58. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении. – М.: ИПП, 1996.
  59. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии, 2001.
  60. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.
  61. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
  62. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия – М.: медицина, 2000.
  63. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владое, 1995.
  64. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология – М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  65. Кононова М.П. «Шизофрения»//Детская патопсихология: Хрестоматия. – М.: «Когито-Центр», 2000.
  66. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.
  67. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
  68. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – т. 2. – М., 1983.
  69. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
  70. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  71. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.
  72. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагенство», 1996.
  73. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997.
  74. Певзнер М.С. Дети – олигофрены – М., 1959.
  75. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996.
  76. Поляков Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследований шизофрении. Москва, 1982
  77. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002.
  78. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника – М., 1970
  79. Сметанников П.Г. Психиатрия: краткое руководство для врачей. – СПб.: СПбМАПО, 1995.
  80. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974.
  81. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии/ Пер. с нем. Г.А. Обухова – Мн.: Интерпрессервис, 2002.
  82. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
  83. Фуллер Тори Э. Шизофрения – СПб: Питер Пресс, 1996.
  84. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  85. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО «Учебная », 1995.
  86. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  87. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М.: «Олимп»; «ИНФРА – М», 1999.


Другие похожие работы