Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Добрачные установки в системе ценностей студентов Вуза

Добрачные установки в системе ценностей студентов Вуза

МГУ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Добрачные установки в системе ценностей студентов Вуза"




Автор работы: Елена
Страниц: 186 шт.



Год:2011

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Юношеский возраст - это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом (Л.И. Божович; Л.С. Выготский; И.В. Дубровина, В. Д. Ермоленко; И.С. Кон; Б.С. Круглов; X. Ремшмидт; В.В. Столин и др.).

Семья - важный социальный институт, в нем разворачивается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества. Подготовка к семейной жизни - это сложный целостный процесс, показателем результативности которого является готовность молодых людей правильно строить свои взаимоотношения в супружеской жизни. В связи с этим актуальной становится проблема добрачных установок в системе ценностей студентов Вуза. Анализ научной литературы и жизненная практика свидетельствуют о том, что молодожены часто испытывают трудности, обусловленные их психологической неподготовленностью: низким уровнем психологических знаний, не сформированностью качеств семьянина, неумением решать межличностные проблемы, неспособностью проявлять эмпатию, взаимоуважение, заботу, несоответствием их установок на брак и брачного партнера действительности. Все это вызывает у них неудовольствие, разочарование, неуверенность в себе, нежелание вместе с партнером налаживать семейные взаимоотношения, снижение мотивации брака.

Необходимость подобного исследования связанная с тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о современной семье (Ю.Э. Алешина, А.Я. Варга, С.И. Голод, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, М. Bowen, V. Satіr и др.), а с другой - отсутствуют сведения о том, как представленные научные знания в повседневном сознании людей. Насколько такие знания, например, делают молодежь готовой к браку.

Определенный вклад в ее изучения внесли И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, А.М. Прихожан, И.А. Трухин, З.Г. Кисарчук и прочие. Они стимулировали интерес к исследованию проблемы формирования разных аспектов готовности к бракосочетанию. Однако недостаточно изученными остался вопрос добрачных установок в системе ценностей молодежи.

На основе анализа и обобщения научной литературы установлено, что проблема подготовки молодежи к брачной жизни интересовала ученых еще в далеком прошлом (Аристотель, Платон, Я.А. Коменский, И. Песталоцци). Большое внимание уделяли ей выдающиеся философы-педагоги Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский. Заметный вклад в разработку проблемы снесли А.М. Бернштейн, П.П. Блонский, Н. Жаринцова, А.С. Макаренко, В.О. Сухомлинский.

Такие важные аспекты готовности молодежи к браку, как мотивация, установки, представление, знание, качества личности семьянина освещаются в исследованиях Л.Ф. Бурлачука, И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, В.И. Зацепина, С.В. Ковалева, А.М. Прихожан и других.

На значение детских лет, на формирование личности семьянина указывали в своих работах А. Адлер, Э. Берн, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и прочие. Они подчеркивали, что семья выступает основным элементом социальной микросреды, которая значительно влияет на формирование важнейших качеств семьянина.

Готовность к семейной жизни, как важного вида деятельности, освещена в работах И.В. Гребенникова, З.Г. Кисарчук, С.В. Ковалева, И.А. Трухина и других.

Актуальность данной проблемы обуславливается также теми особенностями, которые характерные для становления и развития современной семьи: омоложение брака, увеличение числа разводов, связанных преимущественно с неверными представлениями молодых людей о ролях мужчины и женщины в семье, развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений и других явлений.

По мнению А.Г. Асмолова, подготовка молодежи к семейной жизни, вместе с формированием морального облика личности, предполагает и «формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, которые включают специфические потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношение к представителям другого пола и соответственно этих образований форм поведения» [7].

Исследование обусловлено необходимостью решения существующих противоречий между социальной потребностью общества в готовности молодежи к браку, достижениями психолого-педагогической науки и практическим решением этой проблемы.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Добрачные установки в системе ценностей студентов Вуза».

Объект исследования: добрачные установки студентов вуза.

Предмет исследования: добрачные установки в системе ценностей студентов Вуза.

Цель: изучение добрачных установок в системе ценностей.

Гипотезами исследования выступили следующие предположения:

1. у девушек - студенток вступление в брак представляет большую жизненную смысловую ценность, чем у юношей.

2. добрачные установки юношей и девушек одного возраста качественно и количественно различны.

В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой нами были определении следующие задачи:

• изучить литературу по данному вопросу;

• исследование особенностей добрачных установок у студентов;

• провести сравнительный анализ половых особенностей добрачных установок;

• исследовать особенности ценностей студентов Вуза;

• провести сравнительный анализ половых особенностей системы ценностей студентов;

Теоретическое значение работы состоит в расширении знаний о наличии добрачных установок у молодежи.

Практическое значение работы состоит в адекватном понимании связи между установкой к браку и особенностями гендерной идентичности у молодежи; использовании практическими психологами этих знаний в работе в службах семьи и молодежи; в консультировании семейных проблем. Практическая значимость исследования состоит также в том, что конкретизация связи между гендерной идентичностью и образом семьи у молодежи разрешает обнаружить те характеристики системы представлений о себе, семейной жизни, о брачном партнере, которые можно скорректировать в дальнейшей работе психолога при проведении тренингов, индивидуальных консультаций, семинаров.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались: теоретическим анализом проблемы, соответствием методов целям и задачам исследования; использованием стандартизированных методик, валиднисть и надежность которых доказана; объединением количественного и качественного анализа результатов исследования; математико-статистической обработкой экспериментальных данных.

1.1. Система установок и ценностей человека

Основой целостной структуры человеческой личности является мотивационная сфера с присущим ей сложным и иерархическим строением мотивов. Их основа закладывается в детстве и определяет в дальнейшем поведение человека в тех или иных ситуациях, его стремления и желания. Мотивация - это совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, его направленность и активность.

Под мотивом понимают внутреннюю движущую силу, которая побуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с его органическими и духовно-культурными потребностями 14,81.

Существуют разные классификации мотивов. Так, мотивы могут быть внешними относительно деятельности (непосредственно не связанными с ней) и внутренними относительно деятельности (непосредственно связанными с ней). Внутренние мотивы, в свою очередь, распределяют на процессуальные (интерес к процессу деятельности), результативные (интерес к результату деятельности) и саморазвития (с целью развития определенных способностей или качеств). Различают мотивы осознанные и неосознанные. В случае неосознанных мотивов человек не знает, ради чего осуществляет определенную деятельность или почему ошибается относительно своих побуждений. Отдельные мотивы непосредственно понимаются, осознаются человеком (то есть он знает, ради чего надо осуществлять определенную деятельность), а некоторые мотивы являются действующими (то есть такими, ради которых человек, в самом деле, осуществляет определенную деятельность). Так девушка, достигнувшая определенного возраста, может испытывать вполне осознанные стремления вступить в брак – чтобы образовать семью, родить ребенка, быть хозяйкой в доме. Это осознанные мотивы. Или, например, не осознавая этого, подбирать себе партнера, имеющего черты, сходные с чертами характера отца – здесь мы имеем дело уже с неосознанными мотивами.

Чаще всего в основе стремления человека чего-то достичь лежит целый комплекс мотивов. Например, мотивация брака включает несколько основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральное осознание.

Серьезной мотивацией при вступлении в брак является возможность интимных отношений. Хотя некоторые мужчины и женщины отдают предпочтение периодическому изменению партнеров, все-таки большинство людей желают иметь надежные и постоянные интимные отношения. Побудительной причиной брака может стать желание мужчины и женщины дать ребенку имя, боязнь того, что он окажется незаконнорожденным.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Установка обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Место установок в системе ценностей человека 7

1.1. Система установок и ценностей человека 7

1.2. Процесс формирования ценностей 18

Глава 2. Понятие о браке и семье 23

2.1. Соотношение понятий «брак» и «семья» 23

2.2 Готовность к семейной жизни 30

Глава 3. Исследование добрачных установок в системе ценностей студентов Вуза 37

3.1 Описание проведенного исследования 37

3.2 Анализ полученных результатов 40

Заключение 64

Список использованной литературы 68

Приложения 76

Использованная литература

  1. Абульханова - Славская К.М. Стратегии жизни. - М.: Психология, 2001. – 311с.
  2. Адлер А. О нервическом характере. - СПб.: Питер, 1997. – 221с.
  3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 533с.
  4. Алешина Ю.Е.; Данилин К.В., Дубовская Е.М., Семейное и индивидуальное консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1989. – 271с.
  5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Психология, 2008. – 345с.
  6. Аристотель. Политика //Сочинения. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. – 377с.
  7. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека, 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эсмо, 2007, - 405 с.
  8. Афанасьева Т.М. Семья: Учеб. пособие для 9-10 кл. серед. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение. 1988. - 285с.
  9. Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. - 2000. - № 4. - С.65-103.
  10. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. - М.: Изд-во Ин-та общегуманитар. исслед., 2009. – 269с.
  11. Берн Э. Гендерная психология. – СПб: Прайм-Еврознак, 2001. – 265с.
  12. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990. – 339с.
  13. Блонский П.П. «Избранные педагогические произведения./Изд. А.П.Н. РСФСР. - М.: Мысль, 1961. – 223с.
  14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство \"Институт практической психологии\", - Воронеж: НПО \"МОДЭК\", 1997. – 266с.
  15. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М. : Наука, - 1978, 327 с.
  16. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко Психотерапия. Учебник.- СПб.:Питер, 2006.– 370 с.
  17. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144с.
  18. Ветек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Прогресс, 1988. - 198с.
  19. Витакер К., Бамберри В. Тонны с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте, - М.: Б. И,, 2007. – 388с.
  20. Владин В.З., Капустин Д.З. Интимный мир семьи. - Минск.\" Вышейшая школа\", 1983. - 111с.
  21. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. З.А. Хоткшюй. - М.: Психология, 2002. – 288с.
  22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. – 229с.
  23. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. – С.12-19.
  24. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2008. – 288с.
  25. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье / Под ред. Г.М. Андреевой. А.И. Донцова // Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 223с.
  26. Грамматика супружеского общения // Семья. - 1988. - 15 июля. - № 24. - С.11.
  27. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2001. - 158с.
  28. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 2001. - 320с.
  29. Давыдова М.А., Агапова И.А. Как преодолеть одиночество. - М.: Рольф, 2001. - 288с.
  30. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М.: Наука, 2001. – 110с.
  31. Джеймс М. Брак и любовь. - М.: Профиздат, 1985 – 288с.
  32. Дудченко О., Дейнз Ш. Работа женщины и семья // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.: Серия, 2005. – 228с.
  33. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: ЕГУ, 2000. – 224с.
  34. Ермоленко В.Д. К вопросу о динамике личностной ценности детей. - М.: Мысль, 1989. - 157с.
  35. Жаринцова Н. Объяснение полового вопроса детям. - С.Петербург, 1905. – 188с.
  36. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. (конец 18-20 вв.). - М.: Психология, 2007. – 277с.
  37. Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М.: Мысль, 1986. – 223с.
  38. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.
  39. Казаков А.П. Экономические и психологические проблемы семьи. - М.: Наука, 1986. - 123с.
  40. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. А.Л. Тулупьева. - СПб.: Речь, 2002. - 134с.
  41. Карлсон А. Вперед к прошлому: перестройка семейной жизни в постсоциалистической Швеции // Вестн. МГУ. - 2005. - Ш 2. - С.84-92. - Сер.18. Социология и психология.
  42. Кисарчук З.Г. Особенности брачно семейных представлений старшеклассников// Психология: Респ. науч. – М.: Прогресс, 1988. – 144 с.
  43. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. Вып. 2. - СПб.: Питер, 2008. – 344с.
  44. Книга молодой семьи. - Л.: Нева, 2000. - 203с.
  45. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Просвещение, 1987. - 433с.
  46. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2001. -143с.
  47. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу \"Этика и психология семейной жизни\": Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. – 208с.
  48. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр. психологии. - 1988. - №4. - С. 110-118.
  49. Коменский Я.А. Великая дидактика. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих. Пампедия // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Наука, 1989. – 416с.
  50. Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Олимп, ИНФРА, 2009. – 334с.
  51. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч.I / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С.562-605.
  52. Кон И.С. Родители и дети // Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С.16-19
  53. Кон И.С. В поисках себя. - М.: Наука, 1984. – 277с.
  54. Кон И.С. психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
  55. Котырло В.К. Молодой семье о воспитании детей. - К.: Наука, 1981 - 48с.
  56. Кочарян Г., Кочарян А. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. - М.: Медицина, 2004. - 198с.
  57. Кратохвал С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: Медицина, 2001. – 288с.
  58. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. - М.: Мысль, 1986. - 206с.
  59. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни. // Вопросы психологии. - №4.- 1986. - С.63-68.
  60. Куприянчик Л.Л. Психология любви. – Донецк: ДНУ, 2008. – 228с.
  61. Ларю Дж. Секс в Библии. - М.: Психология, 2005. – 228с.
  62. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. - Л.: Профиздат, 1985. – 227с.
  63. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. - 2-е изд. - Л.: Медицина, 1985. – 265с.
  64. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 2.- М.: Мысль, 1985.- 560 с.
  65. Лэнг Р.Д. Расколотое \"Я: антипсихиатрия. - М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 2005. – 311с.
  66. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.
  67. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. - М.: Просвещение, 1987. - 203с.
  68. Молодая семья / Сост.В.И. Зацепин и др. - К.: КНЕУ, 2001. - 314с.
  69. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. Сборник / Сост. В. Зацепин, В. Цымбалюк. - М.: Наука, 1989. - 416с.
  70. Мягер В, К. Семейная психотерапия при нервных и психогенных заболеваниях. - Л.: Изд-во ЛНИ Психоневр. ин-та им. В.М. Бехтерева, 1978.
  71. Настольная книга молодых родителей. /Сост.В.З. Солоухин - Минск.: 2000. - 263с.
  72. Николаева Е., Купчик В.П., Сафонова А.И. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативних переживаний в детстве // Психол. журн. - 2006. - Т, 17. - № 3. - С.92-98.
  73. Овчинникова Е.Г. К вопросу о равноправии женщин России: декларация и реальность // Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы Международной научной конференции в Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Ч. II. - Иваново: Юнона, 2000. - С.149-153.
  74. Основы семейной жизни: учебное пособие / И.В. Гребенников. – Москва : Просвещение, 1991. – 158с.
  75. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2001 -144с.
  76. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М.: Семья, 2003. – 277с.
  77. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с.
  78. Петровский В.А.Психология неадаптированной активности.
  79. М.: Горбунок, 1992. – 267с.
  80. Платон. Законы //Сочинения. Т. 3, ч. 2. — М.: Наука, 1972. – 221с.
  81. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. — 1997. — № 1. — С. 82—87.
  82. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни: Сб. науч. трудов / Под. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Прогресс, 1980. - 164с.
  83. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред.А. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. – 211с.
  84. Ремшмидт Х. Психотерапия для детей и подростков. - М.: Мир, 2000. - 656с.
  85. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании //Избранные сочинения. Т. 1. — М.: Наука, 1961. – 229с.
  86. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464с.
  87. Столин В.В. Самосознание личности – М.: Издательство МГУ, 1983. - 284с.
  88. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский - М. : Логос , 1999. - 400с.
  89. Трофимова Ю.В. Динамика ценностно-смысловых составляющих образов миров супругов в процессе становления семейных отношений // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы второй всероссийской научной конференции (25-27 октября 2005). - Москва-Обнинск, 2005. - Том 3. – С.415 – 432.
  90. Трухин И. А. Будущему семьянину. Серия: Семья и общество. Киев. Рад. школа. 1987 г. 272 с.
  91. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. — М.: Педагогика, 1990. — Т.6. 527с.
  92. Фрейд З. Я И ОНО Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. - М.: Изд-во МГУ, 1980. – 334с.
  93. Фромм Э. Искусство любить - М.: Психология, 1990 - 388с.
  94. Хорни К. Женская психология: пер. с англ. - СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. - 222с.
  95. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 514с.
  96. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 4-е издание, 2009. - 672с.
  97. Bowen M. Family therapy in clinical practice. - New York: Jason Aronson. 1978/ - 238с.


Другие похожие работы