Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Память как высшая психическая функция и память как деятельность.

Память как высшая психическая функция и память как деятельность.

МГППУ (Москва)

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Память как высшая психическая функция и память как деятельность."




Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 28 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Глава 1. История изучения и теории памяти.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Древние греки считали богиню Мнемосину матерью всех муз. Именно из античности к нам пришёл поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, которые помещены в наших душах. Если отпечатки наших ощущений и мыслей стираются с этих дощечек, то человек уде ничего не знает.

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в ХVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии .

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Г. Эббингауз стоял на позициях ассоцианизма, память он понимал, как образование ассоциаций, а в рамки этой теории не вписывались многочисленные факты и проявления, например, болезненной памяти. Работа А. Бергсона «Материя и память» стала первой реакцией на ассоцианистический подход, а описанная автором «память духа» представилась как крупная научная проблема. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов .

Углубленное изучение памяти поставило перед исследователями ряд новых проблем, и среди них механизмы запоминания, хоть именно они, как казалось раньше, были наиболее исследованными. Единственной концепции относительно этого не существует. Ряд теорий дают возможность представить состояние соответствующих научных разработок.

Психологические теории подчеркивают роль объекта или активность субъекта в формировании процессов памяти. Ассоциативное направление в основу психических образований закладывает связь. Если определенные психические образовавния возникли одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь. В соответствии с разными условиями выделяют три типа ассоциаций (за смежностью, за сходством, за контрастом), которые определяются внешними условиями. Теория ассоцианизма раскрывает зависимость образования связей от особенностей объекта и в то же время недооценивает роль субъекта в выборочном образовании. Взгляды ассоционистов относительно рефлекторных механизмов формирования индивидуального опыта достали обоснование в теории бихевиоризма. Бихевиористы трактовали ассоциации как элементы опыта, основанные на функциональных связях между операциями, которые определяли результаты учебы и поведения субъекта.

В противовес ассоцианизма теория гештальтизма (от нем. Gestalt образ) выходит из принципа целостности отрапжательной функции психики, активной роли сознания, в процессах памяти. В соответствии с этой теорией главной в создании связей является организация материала, которая и определяет аналогичную структуру следов в мозге по принципу изоморфизма, то есть подобие за формой .

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение.... 3

Глава 1. История изучения и теории памяти. 6

Глава 2. Виды памяти 12

Глава 3. Общая характеристика процесов памяти. 17

Выводы 24

Заключение ............ 26

Библиография..... 28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всякого познания.

Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет перед нами. Образы эти сохраняются нашей памятью. Если восприятие отражение реальности, действующей на наши органы чувств в данное время, то память также отражение объективной ре¬альности, но действовавшей в прошлом.

В психологии память часто также называют мнемической дея¬тельностью.. Память связывает прошлое человека с его насто¬ящим и будущим и является важным познавательным процессом, ле¬жащим в основе развития личности, обучения. Все другие психичес¬кие процессы не могут осуществляться без участия памяти, т.е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.

Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущение и восприятие, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в его мозгу, образовывая индивидуальный опыт, и при необходимости используется в последующей деятельности. Опыт есть рациональным элементом познания, который обеспечивает целостное восприятие обьектов действительности (апперцепция) и предоставляет процессу отображения динамической характеристики. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы как такое, которое возникло впервые.

Нагромождение индивидуального чувственного и рациональ¬ного опыта, опора на информационный опыт общества является важным условием прогрессивного развития психики человека, постепенного обогащения его деятельности. Опора на опыт дает возможность решать все более сложные задания, лучше ориентироваться в новых условиях, действовать более предусмотрительно и уверенно. Чтобы успешно оперировать понятиями и представлениями на уровне мышления, необходимо хранить их в упорядоченном и мобильном состоянии, потому что новые сдвиги в развитии психики всегда основываются на результатах предыдущего развития. Деятельность человека в большой мере зависит от богатства его памяти.

Материальной основой процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызывал в свое время непосредственно, нет. Запоминание и хранение основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание на их торможении, воссоздание на их возобновлении.

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осяза¬ния вкуса, обоняния зависела" сама жизнь. Ощущение постоян¬ной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то, ему цен¬ного. Ненужное забывалось быстро и без следа.

В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить несущийся поток информации, даже той, что связанна непосредственно с его личной деятельностью.

Обьект исследования: память.

Предмет исследования: проблема памяти в психологических исследованиях.

Цель исследования: исследовать память как высшую психическую функцию и как деятельность.

Задачи исследования:

- проанализировать основные научные подходы в области изучения памяти;

- изучить взгляды известных ученых в области психологии на проблемы памяти;

- рассмотреть память как высшую психическую функцию и как деятельность.

Методологические основания работы: теоретические положения общей психологии, различные теории памяти.

Методы исследования: анализ литерарурных источников по проблнме исследования, обобщение полученных знаний.

Использованная литература

  1. Библиография
  2. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. М., 1985
  3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.:Прогресс, 1980 528 с.
  4. Ашмарин И. П. Загадки и откровения биохимии памяти. Лениград, 1975
  5. Бузан Т. Скоростная память. М., 1995 144 с.
  6. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980
  7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 576 с.
  8. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание // Избранные психологические труды: В 70 т.- М.; Воронеж: НПО, МОДЭК, 1996. -Т.5. -С. 554.
  9. Иванов-Муромский К. А. Мозг и память. Киев: Наукова думка, 1987 134 с.
  10. Ильюченок Р. Ю. Память хорошая, память плохая. Новосибигрск: Наука, 1991
  11. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978 319 с.
  12. Корсаков И. А., Корсаков Н. К. Наедине с памятью. М., 1984 - 174 с.
  13. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993 224 с.
  14. Лезер Ф. Тренировка памяти. М.:Мир, 1979 196 с.
  15. Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. М., 2004
  16. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. М., 1989 56 с.
  17. Нейрохимические основы обучения и памяти. / Под. ред. Р. И. Кругликова. М.: Наука, 1989 210 с.
  18. Норман Д. Память и научение. М., 1985
  19. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. М., 1977 230 с.
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.:Питер, 2000 679 с.
  21. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1987, - Т.2.
  22. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под. ред. Ю. Г. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1979
  23. Шабанов П. Д., Бородкина Ю. С. Нарушения памяти и их коррекция. Ленинград: Наука, 1989 127 с.
  24. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. И. Мнемические особенности: развитие и диагностика. М., 1990


Другие похожие работы