Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Психологические особенности учебной деятельности студента.

Психологические особенности учебной деятельности студента.

Нижневартовск

Контрольная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Психологические особенности учебной деятельности студента."




Автор работы: Ольга
Страниц: 21 шт.



Год:2008

Цена всего:650 рублей

Цена:1650 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Современные условия общественного развития задают новые ориентиры общему и профессиональному образованию. Интеграция России в международное сообщество требует, сохраняя лучшие национальные традиции, привести систему высшего образования в соответствие с мировыми стандартами.

В связи с глобализацией образовательных процессов, возрождением духовной жизни общества, система высшего образования в России претерпевает ряд существенных реформации, которые осуществляются в условиях нестабильности экономики, падения жизненного уровня значительной части населения.

Новые социально-экономические условия не могут не отразиться на психологии участников образовательного процесса. В этой ситуации становится очевидной необходимость новой стратегии образования, ориентированной на учет мотивационной и ценностно-потребностной сфер личности студента.

Значительное количество работ по данной проблеме посвящается развитию, как правило, какого-либо одного структурного компонента учебной деятельности:

 мотивации (Г.А. Имамкулиева, 1985; Т.А. Кольцова, 1987; А.М. Гальперин, 1989; Л.Г. Вяткина, 1991; О.А. Фроленкова, 1997),

 учебных умений и навыков (В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова, 1983; Н.В. Соловьева, 1986; А.Н. Гудимова, 1988; Т.П. Лизнева, 1993),

 организации и планирования (В.Н. Донцов, 1977; Г.К. Карповский, С.И. Сучков, 1981; В.Л. Фефилова, 1982; В.В. Федотов, 1988; П.Е. Рыженков, 1990; Т.А. Нечаева, 1992),

 самоконтроля (С.И. Марченко, 1987; А.В. Непомнящий, В.Г. Захаревич, 1989; Т.А. Барановская, 1990).

Безусловно, все эти направления актуальны и нуждаются в углубленной разработке. Однако в их раздробленности исчезает та целостность, полнота ее строения, которая изначально присуща учебной деятельности по своему статусу. На наш взгляд, учебная деятельность должна изучаться и формироваться в структурном единстве всех компонентов.

Цель данной работы состоит в рассмотрении психологических особенностей учебной деятельности студента.

1 Понятие учебной деятельности

Для того, чтобы анализировать психологические особенности учебной деятельности студентов, для начала необходимо обратиться к рассмотрению самого понятия учебной деятельности.

Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики философы Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель.

Еще на заре человеческой истории возник особый общественный феномен-культура, которая была призвана решать такую общественно-педагогическую задачу, как создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения. Именно при решении этой задачи в первобытном обществе возникали процессы обучения и воспитания молодежи.

Вместе с тем, уже в первобытном обществе процессы обучения и воспитания приобрели относительно самостоятельный характер. Это выражалось, например, в том, что "родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традицией и историей рода" .

Окончательное превращение учебно-воспитательного процесса в самостоятельную область социальной жизни произошло в рабовладельческом обществе. В содержании учебной деятельности, связанной с теоретческими занятиями, прежде всего необходимо учитывать историческую изменчивость содержания и форм теоретического мышления и теоретических знаний.

При современной системе школьное образование имеет три ступени - начальное, неполное среднее и полное среднее образование. Однако действительно массовый характер имеет лишь начальное образование.

Учебная деятельность развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. "Не умел"- "Умею", "Не мог"- "Могу", "Был"- "Стал" - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

Очень важно, чтобы учащийся стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если учащийся получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность .

Исследуя учебную деятельность, Д. Б. Эльконин особое значение придавал тому, как учащийся оценивает степень изменений. Оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций.

Всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с ого, что учитель оценивает учащегося, а учащийся учится оценивать самого себя. Оценка как внешнее действие, фиксированное на результате, способствует тому, что учащийся выделяет себя как предмет изменений.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

1) учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

2) учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

3) действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

4) действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке .

Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее превращается в самообучение.

В учебной деятельности действия совершаются прежде всего с идеальными объектами - буквы, числа, звуки. Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а учащийся воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции.

Содержание работы

Введение 3

1 Понятие учебной деятельности 5

2 Психологические особенности учебной деятельности студента 9

Выводы 19

Список использованных источников 21

Использованная литература

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Педагогика и психология. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 2002. 168 с.
  2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики // Курс лекций. Часть 1. - М., 1999.
  3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 272 с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  5. Давыдов В.В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 3-18.
  6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань, 2001. 255 с.
  7. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. - М., 2001. 276 с.
  8. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 240 с.
  9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.


Другие похожие работы