Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Социология --> Социальная работа с одной из категорий населения в России и Белорусии

Социальная работа с одной из категорий населения в России и Белорусии

РГСУ (филиал,г.Минск)

Реферат по предмету:
"Социология"



Название работы:
"Социальная работа с одной из категорий населения в России и Белорусии"




Автор работы: Ольга
Страниц: 17 шт.



Год:2007

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В человеческом обществе семья являтся естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.

По своей природе семья наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальным изменениям и переменам. Противоречия современного общества, его проблемы и сложности отражаются на семейном образе жизни.

Происходящая в последние годы социально-экономическая и политиче¬ская трансформация российского и белорусского государств и общества привела к корен¬ной ломке социальных и экономических структур. В этих условиях особое значение имеют изучение самочувствия и сохранение здоровья такого важ¬нейшего первичного базового института общества, каким является семья.

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения, среди которых социальное обеспечение семьи, семейное обслуживание, работа с престарелыми, проблемы семьи и школы, психологическое здоровье семьи и др. Главный рычаг социальной работы с семьей это мобилизация внутренних сил, внутреннего потенциала семьи.

В настоящее время именно семья, ее интересы должны встать в центр социальной полити¬ки любого государства. Такой подход является ключом к ослаблению негативных последствий реформирования общества. Семья может и должна из заложника реформ превратиться в их движущую силу.

1. Государственная политика в отношении семьи

В период осуществления современных экономических реформ, сопровождающихся коренной ломкой социальной инфраструктуры, происходит значительное ухудшение положения семьи и детей, серьезные деформации в их жизнедеятельности. В последние два десятилетия резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне в худшую сторону повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их физическое, нравственное и психическое здоровье.

В этих условиях становление системы социального обсуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало актуальной проблемой.

Имеющиеся на сегодняшний день основные статистические показатели характеризуют становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, а также свидетельствуют о том, что число учреждений социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения России и Белоруссии за последние несколько лет выросло в 4 раза.

Например, по состоянию на 1 января 2005 г., в ведении российских органов со¬циальной защиты населения действовало 1788 учреждений социального обслуживания семьи и детей. В 2004 году их численность выросла на 367 единиц или на 25%. Значительно выросло количество таких видов учреждений, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (с 116 до 154), центры социальной помощи семье и детям (с 169 до 186), центры психолого-педагогической помощи (с 100 до 186). Уско¬ренными темпами развивались социальные приюты для детей и подростков (с 311 до 391) и отделения социальной помощи семье и детям в центрах социального обслуживания (с 310 до 401).

Анализируя распределение учреждений по территориаль¬но-административному признаку в Белоруссии, например, нельзя не отметить отчетливую тенденцию развития учреждений социального обслуживания семьи и детей районного и городскою звена, что является положительным фактором, поскольку позволяет прибли¬зить социальные услуги к потребителю.

Вместе с тем, в России все больше учреждений открывается непосредственно по месту жительства населения - в микрорайонах. Из года в год возрастает число кли¬ентов, получивших помощь в учреждениях социального обслу¬живания семьи и детей. Только в 2005 году всем видам учрежде¬ний предоставлены социальные услуги 2,326 млн. чел., из них 1,388 млн. несовершеннолетним, а также 885,5 тыс. семьям [12, с. 67].

Определенное развитие получили учреждения социаль¬ного обслуживания молодежи. В 51 субъекте Россий¬ской Федерации работает более 430 учреждений, оказы¬вающих социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психолого-педагогического консультирования, «телефонов доверия», наркологической помощи, планированию семьи.

2. Система социального обслуживания семьи

2.1. Территориальные социальные службы

В настоящее время, несмотря на трудности и сложности переход¬ного периода, в России и Белоруссии созданы разветвленные сети учреждений со¬циального обслуживания различного профиля, которые, находясь в подчинении различных ведомств, составляют территориальные социальные службы. Но говорить о сло¬жившейся системе социального обслуживания семьи, мо¬лодежи и детей пока преждевременно, как и о доступности этих учреждении для каждого молодого человека или ре¬бенка. Например, в России практически функционирует около 2 тыс. государ¬ственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, что, разумеется, для России очень мало.

Процесс становления сети учреждений нового типа, ко¬торые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к ста¬новлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осу¬ществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации.

Анализ деятельности исполнительных органов власти субъектов России и Белоруссии и социальных служб этих территорий показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи и детей достигается в тех территориях, где к решению на¬сущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты насе¬ления, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д.), где админи¬страция региона осуществляет координационную деятель¬ность (создаются межведомственные комиссии, советы, принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Заслуживает внимания опыт работы тех регионов (отдельных городов), в которых администрации террито¬рий в целях формирования научно-методического и кадро¬вого обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи, молодежи и детей, созданий новых социальных технологий, объединяют усилия исследовате¬лей и практических работников [10, с. 91].

Работу с проблемной семьей не возможно втиснуть в жесткие нормы, скорее это исксство, где художником является социальный работник вместе с самой семьей. Многое зависит от личности социального работника, от его ценностей и убеждений, от его психической выносливости и различных умений, например, слышать сказанное и несказанное - то о чем родители избегают говорить. Им трудно анализировать прошлое, где много боли, других отрицательных эмоций.

Уполномоченная служба устанавливает социальный патронат над семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи, дети в такой семье должны быть признаны нуждающимися в государственной защите и должен быть утвержден план по защите прав ребенка, в котором для ребенка и семьи установлен социальный патронат.

Ситуация, при которой назначается социальный патронат означает определенную стадию неблагополучия, когда семья уже не обращается за помощью, теряет связь с родными и окружением, так что без помощи социальной службы ребенок будет подвергаться опасности в такой семье.

Цель профилактической работы социальной службы в этих случаях обеспечение безопасности ребенка, предотвращение алкоголизма (других зависимостей) родителей и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи, обеспечение стабильности изменений в семье.

Для проблемных семей, где эти факторы уже имеют место, отсутствует выбор вмешательство социальной службы обязательно, иначе есть угроза изъятия ребенка из семьи. Цель работы с такими семьями решать проблему, оказывать семье защищающие услуги.

В работе с семьей используются как индивидуальные методы работы, так и групповые, при чем работа проводится как с ребенком, так и с родителями, а также с семьей как с системой. Данная работа может быть классифицирована как социально психологическая (психосоциальная) работа. Методы работы базируются на применении теории семейных систем, когда семья рассматривается как самостоятельная система, а также теории поля, учитывающей социальное окружение семьи.

Важно, чтобы сотрудники службы (и социальные работники, и социальные патронатные) воспитатели успешно владели навыками коммуникации с клиентами, т.к. установление позитивного тесного контакта с семьей является основой для дальнейшей работы с этой семьей и залогом успеха.

Содержание работы

Введение 3

1. Государственная политика в отношении семьи 4

2. Система социального обслуживания семьи 6

2.1. Территориальные социальные службы 6

2.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям 7

3. Профессиональная деятельность специалиста по работе с семьей 12

Заключение 15

Список литературы 16

Использованная литература

  1. Конституция РФ от 12.12.93г. Официальный текст.
  2. Семейный кодекс РФ. М.: Инфра-М, 2001.
  3. Трудовой кодекс РФ. М.: Изд-во Умеренков, 2002.
  4. Свод федеральных законов Российской Федерации. М.: Издательство при Правительстве РФ, 2002.
  5. Антология социальной работы. Т. 3. М., 1999.
  6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Издательство МГУ, 2001.
  7. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 2002. №6.
  8. Бодрова В.В. Репродуктивные ориентации населения России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. 2005. № 3.
  9. Борисов В.А, Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. 1999. Вып. 2. М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 1999.
  10. Дармодехин С.В. Основные направления государственной семейной политики. Национальный план действий в отношении семьи на среднесрочный период. Научный проект. М., 2001.
  11. Народонаселение: Энциклопедический словарь, М.: Большая Российская Энциклопедия, 2005.
  12. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов. М.: Институт социальной работы, 2003.
  13. Понизов В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. 2004. № 5.
  14. Семья основа общественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд. 2001. № 3.
  15. Семья в России. М.: НИИ семьи, 1995. № 1.
  16. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие. М.: Институт социальной работы, 2004.
  17. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. 2001. № 8.


Другие похожие работы