Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Экономика --> Англия. Предпосылки индустриального первенства. Этапы промышленной революции, пионерные отрасли индустриализации

Англия. Предпосылки индустриального первенства. Этапы промышленной революции, пионерные отрасли индустриализации

МИЭМП(Москва)

Реферат по предмету:
"Экономика"



Название работы:
"Англия. Предпосылки индустриального первенства. Этапы промышленной революции, пионерные отрасли индустриализации"




Автор работы: Валерий
Страниц: 20 шт.



Год:2007

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность темы исследования.

Двадцатый век вызвал к жизни такое явление, как тоталитаризм, и национал — социализм как одну из его разновидностей. Фашизм унаследовал наиболее реакционные черты антидемократии и расизма, милитаризма и реваншизма. Его сущность определяли: национализм и антисоветизм, социальная демагогия и массовый террор.

Именно фашизм повинен в развязывании Второй Мировой войны, носившей тотальный характер. Особенностью этой войны стало использование не только оружия физического уничтожения, но и психологического воздействия на массы. Именно здесь решающую роль сыграла нацистская пропаганда, сформировавшая массовое сознание Третьего рейха.

Проблематика фашизма сегодня, как и много десятилетий назад, продолжает оставаться актуальной. С точки зрения политики - это реальная опасность, исходящая от политических партий и организаций, действующих в десятках стран, в том числе и в странах, испытавших все ужасы фашистской оккупации и «нового порядка», в том числе, к сожалению и в России.

В настоящее время возникла острая необходимость поиска оптимального решения проблемы преодоления проявившихся негативных тенденций. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к изучению классической разновидности нацизма, немецкому варианту, с тем, чтобы, осмыслив опасность этого феномена, дать возможность общественному мнению выявить пути и варианты его преодоления в современных условиях.

История германского фашизма изучена, казалось бы, достаточно полно, но до сих пор нет однозначных, исчерпывающих ответов на многие вопросы, нет общепринятого определения фашизма. Остаются проблемы, ещё недостаточно исследованные или только, наконец, привлекшие усиленное внимание историков: среди них также нацизм и пропаганда.

Долгое время в отечественной исторической науке нацизм рассматривался исключительно в военно-политическом аспекте. А вместе с тем пропаганда является своеобразным индикатором происходящих в обществе событий. Именно в пропаганде нацизм наиболее откровенно проявил свою антигуманную сущность. Пропаганда являлась орудием воспитания нового человека в нацистском понимании. На современном языке это означает программирование человека.

В Третьем Рейхе была создана особая духовная атмосфера, при которой миллионы немцев превратились в бездумных исполнителей приказов фюрера, слепо верили ему, молились на него как на божество.

Историография.

Долгое время в отечественной историографии по вопросу о сущности национал-социализма господствовала единая точка зрения, единственный подход и метод - марксистский.

Историография фашизма насчитывает примерно столько же лет, сколько и сам феномен фашизма. Она включает в себя тысячи наименований.

С рубежа 50-60-х годов в работах отечественных авторов стали использоваться архивные документы, законодательство и статистика.

Пожалуй, наиболее существенным достижением советской историографии первой половины 60-х годов стала книга Г.Л. Розанова «Германия под властью фашизма (1933 - 1939)» , который в известной мере восполнил большой пробел в исследовании истории нацистского государства и его механизма.

Среди важных работ, опубликованных в этот период, следует назвать книгу А.Галкина «Германский фашизм» . Она стала наиболее крупным обобщающим исследованием национал-социализма в советской историографии. Автор сосредоточил внимание на самых главных проблемах, связанных с генезисом, политикой, экономикой и идеологией фашизма. В главе «фашистская пропаганда» автор отмечает, что наряду с террором, пропаганда рассматривалась как основной инструмент сохранения и упрочения нацистского господства.

В отечественной историографии среди работ по истории германского фашизма и в частности рассматривающих феномен пропаганды можно выделить работу Мельникова Д.Е. и Чёрной Л.В. «Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер» . Они считают, что подкуп, запугивание и открытый террор принесли свои плоды - литература, искусство, наука были превращены в составную часть нацистской пропаганды, в орудие оболванивания масс, воспитание их в нацистском духе.

Большую ценность для написания дипломной работы представляет исследование Е. Ржевской «Геббельс. Портрет на фоне дневника» . Автор приводит фрагменты дневников нацистского министра пропаганды И.Геббельса, контролировавшего все средства массовой информации. По расположению тем, можно проследить за модификациями личности Геббельса, отдавшегося нацистской карьере на службе у Гитлера.

Значительное место в исследованиях занимала идеология нацизма. Бессонов Б.Н. «Фашизм: идеология, политика» , показывает, что с самого начала для пропаганды была характерна бездоказательность посылок, несовместимость отдельных частей учения.

Буханов В.А. «Европейская стратегия германского фашизма» отмечает, что с помощью террора и искусной пропаганды идея «нового порядка» проникала во все сферы общественной жизни.

Серьёзным исследованием культурной политики Третьего рейха стала работа Голомштока И. «Тоталитарное искусство» . Его заслугой является то, что автор вводит в научный оборот большое количество новых исторических материалов источников. Автор проследил основные этапы культурного развития Германии и сделал попытку показать механизм управления культурой в Третьем рейхе.

70-80-е годы завершились изданием крупного обобщающего труда советских историков «История фашизма в Западной Европе».

Проблемам пропаганды посвящено исследование Г.Н. Горошковой «Фашистский режим и развитие государственного монополистического капитализма в Германии» , в которой автор анализирует и разоблачает содержание и методы нацистской пропаганды.

В статье Макаревича Э. «Германия; программирование человека» автор отмечает роль искусной пропаганды в воспитании немецкого народа. Этот продуманный и осуществлённый в Третьем рейхе небывалый по масштабам и срокам эксперимент состоялся благодаря тотальной пропаганде, репрессиям и социальным мерам.

Книга О.Ю. Пленкова «III Рейх. Арийская культура» посвящена культуре Третьего рейха. По мнение автора, именно культура становиться первоочередной мишенью любых тоталитарных режимов, поскольку утверждении контроля над обществом требует узурпации всех каналов воздействия на народное сознание. Последовательное и беспристрастное воссоздание картины духовного состояния немецкого общества в условиях нацистского правления раскрывает новые, ранее невидимые стороны тоталитарной действительности.

В монографии Млечиной М. «Уроки немецкого. Век ХХ» отражены общие тенденции развития нацистской культуры. Обращаясь к рассмотрению развития немецкой литературы 30-40-х годов, автор приходит к выводу, что нацистами прививались не только новые идеалы в области литературы, но и были востребованы некоторые художественные направления периода Веймарской республики.

В коллективной монографии «НСДАП; идеология, структура и функции» авторы Аникеев А. А., Кольга Г.И., Пуховская Н.Е. рассматривают идеологические доктрины нацистской партии, осуществление культурной политики партии, подготовка и проведение второй Мировой войны. Глава 4- посвящена политике НСДАП в области культуры. В ней рассматривается нацистский аппарат управления культурой, формы и методы руководства нацистской модели культуры. Даётся характеристика киноискусства, литературы, музыки, театра, искусства в годы второй Мировой войны, рассматривается оккупационная политика Германии, организация пропагандистских кампаний в подготовке и проведении войны, реакция немецкого населения на войну.

В работе Л.Н. Корневой «Германский фашизм» дается оценка нацизма немецкой послевоенной историографии. В центре внимания автора - проблемы и дискуссии немецких историков о причинах появления германского фашизма, о роли Гитлера, о поддержке нацистов со стороны немецкого народа.

В статье Касюка А. «Пропагандистские операции гитлеровской Германии во второй Мировой войне» , автор рассматривает формирование рот пропаганды, их деятельность по донесению нацистской идеологии до населения, формы и методы пропаганды, применяемые нацистами на временно оккупированных территориях. Уделено внимание пропагандистским операциям на Кавказе.

Г.Беликов в работе «Оккупация. Ставрополь август 1942 - январь 1943 года» также касается оккупационной политики на Северном Кавказе и Ставрополя в частности. Автор отмечает, что пропагандистские операции на Кавказе были специфичны.

Общие тенденции в развитии нацисткой пропаганды, кинематографа, литературы и театра отражены в «Энциклопедии Третьего Рейха» .

В диссертации Пуховской Н.Е «Формирование и реализация культурной политики в Третьем Рейхе» , много внимания уделено взглядам Геббельса, Гитлера и Розенберга в отношении культуры. Делается вывод о том, что эволюция взглядов Геббельса в отношении культуры произошла в силу тоталитарного, нацистского образа мышления.

Кольга Г.И. в диссертации «Роль НСДАП в формировании политической системы Третьего рейха» , рассматривает социальную базу и электорат нацистской партии, унификацию общественно - политической и духовной жизни в Германии в 1933-1939 годах.

Таким образом, отечественные авторы проделали значительную работу по истории изучения германского фашизма, его пути к власти, нацистской идеологии. Вместе с тем, очевидно, что многие вопросы по методологическим и политическим причинам остались слабо разработанными. Это касается в частности и проблемы методов воздействия нацистов на массы.

Как один из наиболее сложных и противоречивых социальных феноменов 20 века, национал - социализм издавна привлекает внимание зарубежных учёных. Проведены тысячи исследований. С целью изучения его различных аспектов, сложились целые исторические школы с собственными методологическими подходами.

В западной историографии после окончания второй мировой войны историки уделяли слишком мало внимания организации пропаганды в Третьем рейхе. На фоне миллионов жертв и разорённых стран деятельность какого-то доктора философии отступала на задний клан. Характерным примером полного невнимания к нацистской пропаганде было оправдание на Нюрнбергском процессе одного из главных приспешников Геббельса - Ганца Фриче.

В центре ряда работ историков оказался вопрос о том, каким образом нацистам удалось добиться распространения своей идеологии среди широчайших масс населения страны. В 60-ых гг. довольно хорошо начали изучать пропагандистский аппарат. Были опубликованы статьи Х. Одермана, П. Кирхайзена по нацистской печати и радиопропаганде. В 1968 году вышла достаточно основательная книга К.Д. Абеля о руководстве прессой со стороны нацистов.

К. Шеель посвятил свою работу радиопропаганде нацистов. Она опирается на большой и интересный материал. Но вопреки приводимым им самим сведениям, Шеель преуменьшает эффективность идеологического влияния нацистов. А ведь общеизвестно, что даже в условиях крушения режима, его пропагандистский аппарат продолжал держать под контролем большинство населения.

В 70-е годы были опубликованы дневники Геббельса, появились публикации, посвящённые кинематографу, литературе нацистского периода, но полной картины так и не было создано.

По-прежнему особое внимание учёных привлекает фигура Й. Геббельса. Переиздаются его дневники, речи, статьи, исследуется его мировоззрение (Р.Ройт «Геббельс», У.Хевер «Геббельс как национал - социалист»).

В 80 - х годах во многих странах вышла книга американского историка Р.Э. Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер» . Автор занялся исследованием функционирования министерства Геббельса, смог воссоздать запутанную интригами систему нацистской пропаганды. С помощью радио и кино, газет и плакатов имперскому министру пропаганды долгое время удавалось обманывать миллионы простых немцев и внедрить в их сознание человеконенавистническую идеологию. Автор смог проследить, какими путями шло создание книг, плакатов и кинофильмов от возникновения замысла до представления их общественности. Для этого ему пришлось погрузиться в архивы и изучать деловую переписку нацистских чиновников. Многие страницы названного монументального исследования рассказывают о зловещей фигуре Й. Геббельса, поставившего свой талант и незаурядные способности на службу столь низменным целям. В результате исследователь приходит к выводу: «В то время как Гитлер проигрывал на полях сражении, Геббельс одерживал для него победы, но уже другого рода».

Дайет Вильгельм в статье «Размышления о «вынужденной лояльности» немцев в начале войны», характеризует настроение немецкого населения, с которым они вступили в воину, рассматривает причины лояльности немцев в начале войны. Автор отмечает, что произошла полная трансформация факта ведения агрессивной войны в представление о ведении Германией войны оборонительного характера. Дайет показывает, что особенность Второй мировой войны в том, что она являлась «идеологизированной расовой войной на уничтожение».

Г.Моммзен в статье «Оппозиция Гитлеру и немецкое общество в 1933-1945» , показывает историю немецкого движения сопротивления Гитлеру, которое распространялось на чрезвычайно малую часть населения, отмечает, что это было сопротивление без народа. Автор характеризует основные группы и примеры действий, фазы и меняющиеся формы сопротивления. Моммзен отмечает, что своими делами они доказали - «сохранение человеческого достоинства возможно даже посреди моря бесчеловечности».

Эбехард Йеккелъ в статье «Крах или освобождение. Как немцы переживали конец войны» , автор приводит отчёты общественного мнения в различные периоды войны, показывает отношение населения к фюреру и руководству. Йеккель, характеризуя огромные успехи пропаганды по изменению сознания немцев, приводит следующее высказывание немцев, датируемое 1945 г: «И зачем мы только начали эту навязанную нам войну?».

Болгарский историк Ж.Желев в своей работе «Фашизм и тоталитарное государство» главной целью ставит выявление сущности тоталитаризма. И это приводит его к выводу о том, что тоталитарный механизм власти создал и тоталитарную культуру. Одна из глав посвящена исследованию пропаганды, которая в тоталитарном государстве обретает «вторую действительность» и может довести толпу до фанатизма.

Работа немецких авторов В. Блейера, К. Дрейхслера, Г. Фёрстера, Г. Хасса «Германия во второй Мировой войне» (1939-1941), представляет собой попытку выяснить, как удалось нацистской верхушке втянуть немецкий народ в войну.

Целью дипломной работы является исследование роли пропаганды в Третьем рейхе и ее влиянии на немецкое общество. В дипломной работе были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть структуру и механизм функционирования Министерства

народного просвещения и пропаганды .

2. Проследить процесс эволюции взглядов министра пропаганды Йозефа Геббельса на культурные преобразования в стране и функции пропаганды.

3. Показать роль и значение пропаганды в годы Второй мировой войны.

4. Проанализировать особенности пропагандистских кампаний в кинематографе, радио, литературе и других СМИ.

Источниковая база дипломной работы

Источники, использованные при написании работы можно разделить на следующие группы:

1. Опубликованные документы и материалы.

Важным источником по проблеме являются документы Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками. В нём изложены основные нацистские теории — расовая, принцип фюрерства, война как необходимость, проанализирован приход нацистов к власти и процесс формирования тоталитарной диктатуры, рассмотрены деятельность некоторых около партийных союзов. В частности содержатся документы о политике нацистов на временно оккупированных территориях.

Ценным источником для написания дипломной работы является документальная экспозиция под редакцией Р. Рюрупа «Война Германии против Советского Союза 1941-1945» , подготовленная сенатом Берлина в 1992 году. Работа содержит много архивных сведений, фотографий, документов, которые до сих пор были неизвестны. Здесь в частности показаны методы формирования образа врага, немецкий план нападения, политика истребления, пропаганда, террор и сопротивление.

В.И. Дашичев в двухтомном сборнике «Банкротство стратегии германского фашизма» представил документы, посвящённые идеологической, экономической и военной подготовке Третьего рейха ко Второй мировой войне.

2. Работы лидеров Третьего рейха: Гитлера, Геббельса.

Значимость этой группы источников объясняется тем, что они отразили личную точку зрения нацистских лидеров, их позицию к происходящим событиям. Работы нацистских лидеров позволяют обозначить и проследить в полном объёме процесс формирования и становления, развития и эволюции мировоззрения Гитлера, Геббельса по проблемам культуры и пропаганды, а также позволяют выявить этапы и содержание деятельности каждого. Этот вид источников позволяет раскрыть и понять концепцию культурного развития страны, разработанную нацистскими лидерами и приблизиться к пониманию их личностных качеств.

В «Моей борьбе» Гитлера в специальной главе рассматриваются основные принципы пропаганды, в том числе по отношению к противнику. Гитлер подверг резкой критике немецкую военную пропаганду периода первой Мировой войны, расценив её по форме - неудовлетворительную, по сущности -психологически неверную. Даётся нацистское понимание культуры и задачи партии в области пропаганды, образования, воспитания.

Дневниковые записи Геббельса «Последние записи. Дневники 1945 года» содержат интересный материал, раскрывающий механизм нацистского руководства в области духовной жизни, пропаганды. Они исключительно важны, так как дают адекватное описание реальности той немногочисленной группы лиц, поведение и решение которых определяют судьбы десятков и миллионов людей. Дневники 1945 года - наиболее ценная часть обширного рукописного наследия главного идеолога нацизма.

3. Свидетельства современников, мемуарная литература.

Важная информация, которая способна дополнить многие аспекты исследуемой проблемы содержится в свидетельствах современников. К их числу относятся работы Г. Пикера, Г. Раушнинга, В. Шелленберга, В. Клемперера, У. Ширера, А. Шпеера, К. Рисса, В. Райха,

Входивший в близкое окружение Гитлера Генри Пикер стенографировал его «Застольные разговоры» . Они интересны тем, что содержат программу нацистов по основным вопросам культуры и политики.

Книга «Говорит Гитлер. Зверь из бездны» Г. Раушнинга почти полностью состоит из дословно воспроизведённых речей в узком круге посвящённых. Это лучшая возможность заглянуть в сердцевину фашизма, проследить эволюцию взглядов Гитлера на культурные преобразования в стране .

Работа известного американского историка и журналиста У. Ширера «Взлёт и падение третьего рейха» , который находился в Германии с 1926 по декабрь 1941 года, ценна обширным документальным и фактическим материалом, который он собрал по горячим следам и который отсутствует даже в архивах. В книге широко использованы секретные документы государственных учреждений и различных ведомств Германии, материалы конференций и совещаний, дневники дипломатов. Если оценивать двухтомный труд Ширера не только с точки зрения документальной базы, то следует отметить, что это история нацизма, написанная здравомыслящим современником.

В.Райх в своей работе «Психология масс и фашизм» исследует взаимосвязь психологии масс и фашизма. Это уникальный вклад в понимание психологии фашизма. Автор рассматривает взаимосвязь между психологией масс и различными формами тоталитаризма.

В работе Курта Рисса «Геббельс. Адвокат дьявола» в основе лежат дневники Геббельса, рассказы очевидцев и родственников. Автор присутствовал в качестве журналиста на Нюрнбергском процессе и использовал его материалы при написании книги. Автор рассматривает теорию пропаганды Геббельса, который создал новую реальность, сотканную из лжи, которая привела к тому, что нация превратилась в стадо, готовое выполнить любой приказ. Автор рассматривает созданное Геббельсом министерство пропаганды, реакцию населения на пропагандистские кампании и ведение войны.

Мемуары как источники носят субъективный характер, они отражены индивидуальным мировосприятием, а потому требуют особых методов источниковедческого анализа. Вместе с тем, это восприятие времени и отклик на него, что важно для исследователя.

Не менее важным источником является сборник «Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне «Третьего рейха» против СССР. Секретные речи. Дневники. Воспоминания» . Многие материалы па русском языке публикуются впервые. В частности в нём приводятся дневники Геббельса с 1939 - 1945 годы, речи и выступления Гитлера, записи из политического дневника Розенберга, министра по делам восточных оккупированных территорий.

В написании дипломной работы были использованы следующие сайты Интернет:

1.http:// wolfschanze.vif2.ru-Сайт посвященный истории СС

2. http:// genstab.ru-Военная история

3. http:// militera.lib.ru-Военная литература

4. http:// prop.bomm.ru-История национал-социалистической пропаганды

5. http:// hist.ru-Исторический альманах

6. http:// peoples.ru-Исторические личности

7. http:// mina.ru-Плакаты по Третьему Рейху

8. http:// grani.ru-Кино, культура

9. http:// agentura.ru-Сайт посвященный спецслужбам

10.http://krieg.wallst.ru-Противостояние Третий рейх – СССР

11.http://dersieg.hotbox.ru-Германская армия. Знаки НСДАП.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1920-х гг. по 1945 год, то есть от становления нацистской партии и формирования ее идеологии до падения рейха.

Методологические основы.

Методологической основой дипломной работы является цивилизационный подход. Основными исследовательскими принципами являются объективность, научность, историзм, всесторонностъ и системность в изучении проблем пропаганды во Второй мировой войне. Такой подход позволил комплексно проанализировать роль пропаганды в Третьем рейхе, рассмотреть формы и методы доведения пропаганды до немецкого населения. Методологические принципы работы реализованы в системе конкретных методов исследования, которые подразделяются на общенаучные: исторический, логический и специфике - исторические: хронологический, сравнительно - исторический, структурно - систематический. Сочетание различных методологических подходов использовалось для достижения поставленной цели и решения соответствующих ей задач.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что его содержание и основные выводы могут быть использованы в

научной и воспитательной работе. Материалы работы могут

быть востребованы при разработке общих и специальных курсов по истории

Германии новейшего времени в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы.

Дипломная работа обсуждалась на заседании кафедры новой и новейшей истории СГУ. Основные положения и выводы нашли отражение в выступлениях автора на конференциях, проводившихся в СГУ, в опубликованных тезисах и статьях.

Научная новизна работы.

В дипломной работе на основе источников и литературы предпринята попытка представить обобщающее исследование пропаганды в Третьем рейхе.

- представлен комплексный анализ воззрений нацистских вождей на роль и значение пропаганды (Гитлера, Геббельса).

- проанализированы причины и процесс эволюции взглядов министра пропаганды Геббельса на культурные преобразования и функции пропаганды. Сделан вывод о доминирующей роли Гитлера в разработке культурной политике в стране, в основу которой был положен террор.

- изучен механизм функционирования Министерства народного просвещения и пропаганды.

- проанализированы особенности пропагандистских кампаний в СМИ.

Структура, содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается её историография, источниковая база, обозначены хронологические рамки исследования, определены цель и задачи» методологические принципы исследования, а также научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе раскрывается структура, функции министерства пропаганды, которые оно выполняло, то как оно развивалось, росло и превратилось в обычную бюрократическую машину на службе фюреру. Также анализируется биография министра пропаганды Третьего Рейха - Йозефа Геббельса. От начала его становления как одного из лидеров НСДАП, до конца Рейха, фюрера, министерства пропаганды и Геббельса.

Во второй главе анализируется работа Министерства пропаганды в довоенной Германии, её воздействие на общественное сознание населения Третьего Рейха.

В третьей главе изучается ситуация на пропагандистском фронте во время Второй мировой войны.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы.

Глава 1. Организационно-правовой механизм деятельности Министерства пропаганды

§ 1. Становление и структура министерства пропаганды

31 марта 1928 года, прусское правительство отменило указ, запрещавший нацистскую партию. Новые выборы в рейхстаг были назначены на 20 мая.

Радикальное крыло партии, которое возглавлял Геббельс, находилось в оппозиции к выборам. Ранее в многочисленных статьях Геббельс высмеивал рейхстаг и его депутатов. «Сквозь огромный портал мы проходим в священные залы, - как-то писал он - Над главным входом вы можете прочесть добрую шутку: «Посвящается германской нации». Смейтесь на здоровье. Просторные кулуары способствуют пищеварению. По бокам тянутся длинные ряды мягких стульев, на них можно прекрасно вздремнуть. Впрочем, вздремнуть, - это мягко сказано. Если вы зайдете сюда после полудня, то услышите блаженный дружный храп, всех депутатов. Избранники германской нации отдыхают от трудов праведных на благо фатерланда .

Теперь Геббельс переменил мнение о рейхстаге. Он выступил в поддержку нацистских кандидатов на предстоящих выборах. Его шаг выглядел сущим оппортунизмом. Однако было бы несправедливо — если только это слово уместно по отношению к Геббельсу - приписывать его отступничество примитивному желанию получить дополнительные доходы и парламентский иммунитет. Геббельс смотрел дальше. Он понимал, что рейхстаг станет превосходной трибуной для пропаганды.

«Мы двинемся на рейхстаг, чтобы захватить арсенал демократов и превратить его в наше оружие, - провозгласил он. - Мы станем депутатами рейхстага, чтобы с помощью самого же Веймара покончить с веймарским вольнодумством... Если мы добьемся успеха и приведем в рейхстаг пятьдесят

Введение

Актуальность темы исследования.

Двадцатый век вызвал к жизни такое явление, как тоталитаризм, и национал — социализм как одну из его разновидностей. Фашизм унаследовал наиболее реакционные черты антидемократии и расизма, милитаризма и реваншизма. Его сущность определяли: национализм и антисоветизм, социальная демагогия и массовый террор.

Именно фашизм повинен в развязывании Второй Мировой войны, носившей тотальный характер. Особенностью этой войны стало использование не только оружия физического уничтожения, но и психологического воздействия на массы. Именно здесь решающую роль сыграла нацистская пропаганда, сформировавшая массовое сознание Третьего рейха.

Проблематика фашизма сегодня, как и много десятилетий назад, продолжает оставаться актуальной. С точки зрения политики - это реальная опасность, исходящая от политических партий и организаций, действующих в десятках стран, в том числе и в странах, испытавших все ужасы фашистской оккупации и «нового порядка», в том числе, к сожалению и в России.

В настоящее время возникла острая необходимость поиска оптимального решения проблемы преодоления проявившихся негативных тенденций. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к изучению классической разновидности нацизма, немецкому варианту, с тем, чтобы, осмыслив опасность этого феномена, дать возможность общественному мнению выявить пути и варианты его преодоления в современных условиях.

История германского фашизма изучена, казалось бы, достаточно полно, но до сих пор нет однозначных, исчерпывающих ответов на многие вопросы, нет общепринятого определения фашизма. Остаются проблемы, ещё недостаточно исследованные или только, наконец, привлекшие усиленное внимание историков: среди них также нацизм и пропаганда.

Долгое время в отечественной исторической науке нацизм рассматривался исключительно в военно-политическом аспекте. А вместе с тем пропаганда является своеобразным индикатором происходящих в обществе событий. Именно в пропаганде нацизм наиболее откровенно проявил свою антигуманную сущность. Пропаганда являлась орудием воспитания нового человека в нацистском понимании. На современном языке это означает программирование человека.

В Третьем Рейхе была создана особая духовная атмосфера, при которой миллионы немцев превратились в бездумных исполнителей приказов фюрера, слепо верили ему, молились на него как на божество.

Историография.

Долгое время в отечественной историографии по вопросу о сущности национал-социализма господствовала единая точка зрения, единственный подход и метод - марксистский.

Историография фашизма насчитывает примерно столько же лет, сколько и сам феномен фашизма. Она включает в себя тысячи наименований.

С рубежа 50-60-х годов в работах отечественных авторов стали использоваться архивные документы, законодательство и статистика.

Пожалуй, наиболее существенным достижением советской историографии первой половины 60-х годов стала книга Г.Л. Розанова «Германия под властью фашизма (1933 - 1939)» , который в известной мере восполнил большой пробел в исследовании истории нацистского государства и его механизма.

Среди важных работ, опубликованных в этот период, следует назвать книгу А.Галкина «Германский фашизм» . Она стала наиболее крупным обобщающим исследованием национал-социализма в советской историографии. Автор сосредоточил внимание на самых главных проблемах, связанных с генезисом, политикой, экономикой и идеологией фашизма. В главе «фашистская пропаганда» автор отмечает, что наряду с террором, пропаганда рассматривалась как основной инструмент сохранения и упрочения нацистского господства.

В отечественной историографии среди работ по истории германского фашизма и в частности рассматривающих феномен пропаганды можно выделить работу Мельникова Д.Е. и Чёрной Л.В. «Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер» . Они считают, что подкуп, запугивание и открытый террор принесли свои плоды - литература, искусство, наука были превращены в составную часть нацистской пропаганды, в орудие оболванивания масс, воспитание их в нацистском духе.

Большую ценность для написания дипломной работы представляет исследование Е. Ржевской «Геббельс. Портрет на фоне дневника» . Автор приводит фрагменты дневников нацистского министра пропаганды И.Геббельса, контролировавшего все средства массовой информации. По расположению тем, можно проследить за модификациями личности Геббельса, отдавшегося нацистской карьере на службе у Гитлера.

Значительное место в исследованиях занимала идеология нацизма. Бессонов Б.Н. «Фашизм: идеология, политика» , показывает, что с самого начала для пропаганды была характерна бездоказательность посылок, несовместимость отдельных частей учения.

Буханов В.А. «Европейская стратегия германского фашизма» отмечает, что с помощью террора и искусной пропаганды идея «нового порядка» проникала во все сферы общественной жизни.

Серьёзным исследованием культурной политики Третьего рейха стала работа Голомштока И. «Тоталитарное искусство» . Его заслугой является то, что автор вводит в научный оборот большое количество новых исторических материалов источников. Автор проследил основные этапы культурного развития Германии и сделал попытку показать механизм управления культурой в Третьем рейхе.

70-80-е годы завершились изданием крупного обобщающего труда советских историков «История фашизма в Западной Европе».

Проблемам пропаганды посвящено исследование Г.Н. Горошковой «Фашистский режим и развитие государственного монополистического капитализма в Германии» , в которой автор анализирует и разоблачает содержание и методы нацистской пропаганды.

В статье Макаревича Э. «Германия; программирование человека» автор отмечает роль искусной пропаганды в воспитании немецкого народа. Этот продуманный и осуществлённый в Третьем рейхе небывалый по масштабам и срокам эксперимент состоялся благодаря тотальной пропаганде, репрессиям и социальным мерам.

Книга О.Ю. Пленкова «III Рейх. Арийская культура» посвящена культуре Третьего рейха. По мнение автора, именно культура становиться первоочередной мишенью любых тоталитарных режимов, поскольку утверждении контроля над обществом требует узурпации всех каналов воздействия на народное сознание. Последовательное и беспристрастное воссоздание картины духовного состояния немецкого общества в условиях нацистского правления раскрывает новые, ранее невидимые стороны тоталитарной действительности.

В монографии Млечиной М. «Уроки немецкого. Век ХХ» отражены общие тенденции развития нацистской культуры. Обращаясь к рассмотрению развития немецкой литературы 30-40-х годов, автор приходит к выводу, что нацистами прививались не только новые идеалы в области литературы, но и были востребованы некоторые художественные направления периода Веймарской республики.

В коллективной монографии «НСДАП; идеология, структура и функции» авторы Аникеев А. А., Кольга Г.И., Пуховская Н.Е. рассматривают идеологические доктрины нацистской партии, осуществление культурной политики партии, подготовка и проведение второй Мировой войны. Глава 4- посвящена политике НСДАП в области культуры. В ней рассматривается нацистский аппарат управления культурой, формы и методы руководства нацистской модели культуры. Даётся характеристика киноискусства, литературы, музыки, театра, искусства в годы второй Мировой войны, рассматривается оккупационная политика Германии, организация пропагандистских кампаний в подготовке и проведении войны, реакция немецкого населения на войну.

В работе Л.Н. Корневой «Германский фашизм» дается оценка нацизма немецкой послевоенной историографии. В центре внимания автора - проблемы и дискуссии немецких историков о причинах появления германского фашизма, о роли Гитлера, о поддержке нацистов со стороны немецкого народа.

В статье Касюка А. «Пропагандистские операции гитлеровской Германии во второй Мировой войне» , автор рассматривает формирование рот пропаганды, их деятельность по донесению нацистской идеологии до населения, формы и методы пропаганды, применяемые нацистами на временно оккупированных территориях. Уделено внимание пропагандистским операциям на Кавказе.

Г.Беликов в работе «Оккупация. Ставрополь август 1942 - январь 1943 года» также касается оккупационной политики на Северном Кавказе и Ставрополя в частности. Автор отмечает, что пропагандистские операции на Кавказе были специфичны.

Общие тенденции в развитии нацисткой пропаганды, кинематографа, литературы и театра отражены в «Энциклопедии Третьего Рейха» .

В диссертации Пуховской Н.Е «Формирование и реализация культурной политики в Третьем Рейхе» , много внимания уделено взглядам Геббельса, Гитлера и Розенберга в отношении культуры. Делается вывод о том, что эволюция взглядов Геббельса в отношении культуры произошла в силу тоталитарного, нацистского образа мышления.

Кольга Г.И. в диссертации «Роль НСДАП в формировании политической системы Третьего рейха» , рассматривает социальную базу и электорат нацистской партии, унификацию общественно - политической и духовной жизни в Германии в 1933-1939 годах.

Таким образом, отечественные авторы проделали значительную работу по истории изучения германского фашизма, его пути к власти, нацистской идеологии. Вместе с тем, очевидно, что многие вопросы по методологическим и политическим причинам остались слабо разработанными. Это касается в частности и проблемы методов воздействия нацистов на массы.

Как один из наиболее сложных и противоречивых социальных феноменов 20 века, национал - социализм издавна привлекает внимание зарубежных учёных. Проведены тысячи исследован

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность промышленного переворота и предпосылки индустриального первенства Англии 4

2. Развитие науки, промышленности и транспорта. 10

Заключение 19

Список литературы 21

Использованная литература

  1. Бор М.З. История мировой экономики: конспект лекций. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и сервис»; 2000.
  2. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М.: ЮНИТИ, 1999.
  3. Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие. М.: ИНФРА М, 1998.
  4. Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран. Учеб. пособ. М.: изд. Московского университета, 1986.
  5. Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. / Н.И.Полетаева, В.И.Голубович, Л.Ф.Пашкевич и др.; Под ред. В.И.Голубовича. Мн.: НКФ «Экопрспектива», 2000


Другие похожие работы