Экология, реферат
Реферат по предмету:
"Экология"
Название работы:
"Экология, реферат"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 23 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Чем вызвана спонтанная агрессия человека, ее роль в экологии.
Общественно-экологическое сознание существовало всегда, на всех этапах исторического развития человечества, объективно отра¬жая существующие на данный момент представления о взаимоотно¬шениях человека и природы. Именно сложившийся тип экологиче¬ского сознания, как считают ученые-психологи, определял поведе¬ние людей при их взаимодействии с миром природы.
Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее вре¬мя практически во всех сферах экономической и культурной деятель¬ности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и освобожденности его от под¬чинения экологическим закономерностям. Поведение людей по от¬ношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человече¬ской исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.
Широко распространенный тип экологического сознания, бази-рующийся на представлениях о «человеческой исключительности», получил название антропоцентрического. Основные особенности ан¬тропоцентризма следующие:
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью чело-вечества.
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит че¬ловек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенно¬го «полезного продукта». Сущность его выражается словом «исполь-зование».
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что по-лезно человеку и человечеству.
5. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
Нельзя утверждать, что история развития обществен¬ного экологического сознания — это история безраздельного господ¬ства антропоцентризма, когда человек противопоставляет себя при¬роде и взаимоотношения с ней строит только на основе абсолютного прагматизма.
Действительно, в начальную эпоху бурного роста промышленно¬сти широкое распространение в научных кругах имели теории, кото¬рые объективно способствовали намечавшемуся разрыву человека с природой, неправильно истолковывали ход эволюционного разви¬тия биосферы. Среди этих представлений можно отметить настойчи¬вые призывы сделаться властелинами природы, главенствовать над ней, различные теории, по существу отрицавшие реальность угрозы экологического кризиса. В разное время эти и близкие к ним взгляды высказывали Г. Гегель, Б. Спиноза, Ф. Ницше, Р. Декарт и другие уче¬ные.
Вместе с тем существовали и принципиально иные представле¬ния, согласно которым человек и природа едины и неотделимы друг от друга, а, следовательно, противопоставлять их друг другу в корне неверно и бессмысленно.
Господство человека над природой это деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими закона¬ми природы, приносят только несчастье».
Американские исследователи Пауэлл и Фернау были первыми, кто разработал учение о необходимости консервации природных ре¬сурсов для будущих поколений и о справедливом их распределении. Прагматический сиюминутный подход к природопользованию они заменили лозунгом: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период».
Необходимость новых моральных принципов взаимодействия че¬ловека и природы, основанных на признании цивилизаций восста¬навливающей, а не эксплуатирующей, была обоснована во второй половине XIX в. русскими учеными Н. Ф. Федоровым, В. С. Соловье¬вым, Н. А. Бердяевым, И. В. Киревским и другими. Главная идея их религиозно-философских воззрений — человек и все, что его окру¬жает — это частицы единого, космоса — отсюда это течение получило название русского космизма.
Содержание работы
Содержание
1. Чем вызвана спонтанная агрессия человека, ее роль в экологии.
2. Определение экосистемы, кто и когда его ввел, основная роль в биосфере.
3. Антропогенные влияния на круговорот воды в биосфере и чем определяется при-родно-климатический лимит потребления пресной воды.
4. Что такое загрязнение, виды загрязнений и основы стратегии их уменьшения.
5. Список литературы
1. Чем вызвана спонтанная агрессия человека, ее роль в экологии.
Общественно-экологическое сознание существовало всегда, на всех этапах исторического развития человечества, объективно отра¬жая существующие на данный момент представления о взаимоотно¬шениях человека и природы. Именно сложившийся тип экологиче¬ского сознания, как считают ученые-психологи, определял поведе¬ние людей при их взаимодействии с миром природы.
Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее вре¬мя практически во всех сферах экономической и культурной деятель¬ности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и освобожденности его от под¬чинения экологическим закономерностям. Поведение людей по от¬ношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человече¬ской исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.
Широко распространенный тип экологического сознания, бази¬рующийся на представлениях о «человеческой исключительности», получил название антропоцентрического. Основные особенности ан¬тропоцентризма следующие:
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью чело¬вечества.
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит че¬ловек, несколько ниже вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенно¬го «полезного продукта». Сущность его выражается словом «исполь¬зование».
4. Характр взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что по¬лезно человеку и человечеству.
5. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
Использованная литература
- Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. «Экология», М., Про-спект, 2007.
- Акимова Т.А., Хаскин В.В. «Экология», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Вернадский В.И. «Биосфера», М., Мысль, 1967.
- Гиляров А.М. «Популяционная экология», М., Изд-во МГУ, 1990