Использование дидактических игр на уроках естествознания в начальных классах при знакомстве с живой природой
Курсовая по предмету:
"Естествознание"
Название работы:
"Использование дидактических игр на уроках естествознания в начальных классах при знакомстве с живой природой "
Автор работы: Наталья Борьщакова
Страниц: 79 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Цель исследования: разработать и апробировать систему дидактических игр по программе «Мир вокруг нас» в начальных классах.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки использования игры на уроках естествознания.
2. Разработать систему природоведческих игр по предмету «Мир вокруг нас» (раздел «Эта удивительная природа»).
3. Апробировать экспериментальные материалы и показать их эффективность в обучении и развитии младших школьников.
В процессе работы мы использовали следующие методы исследования:
главные: педагогическое проектирование, наблюдение ,анкетирование
вспомогательные методы: анализ литературы, количественный и качественный анализ полученных фактических данных.
Новизна исследования заключается в том, что:
• выявлены и экспериментально проверены возможности игровой методики для усвоения детьми знаний о витальных (жизненных) свойствах растений и животных при обучении младших школьников по новой программе «Мир вокруг нас».
Практическое значение данного исследования состоит в следующем:
Разработанная автором квалификационной работы система дидактических игр может быть использована на уроках «Мир вокруг нас» учителями начальных классов.
Апробация работы и внедрение её результатов: опытно-экспериментальная работа проводилась …….
Содержание работы
Оглавление
Введение…………………………………………………………..3
I. Теоретические основы применения игр на уроках естествознания
§1 Проблема в ретроспективе……………………………… …...
§2 Психолого-педагогические основы применения игр
как средства занимательности обучения…………………..
Выводы по I главе……………………………………………...
II. Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках
естествознания.
§1 Игра как форма организации деятельности
учащихся и содержание игр………………………………..
§2 Значение природоведческих игр
в развитии учащихся………………………………………..
§3. Методика применения игр на уроках естествознания
§4 Ход и результаты эксперимента…………………………...
Выводы по II главе……………………………………………..
Заключение………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………..
Приложения
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Азаров Ю.Т. Искусство воспитывать. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. - 40 с.
- Богданец Т.Т. Экологические игры с младшими школьниками. //Начальная школа. – 2000. - № 8.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. - 250 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, 2-е издание, – М.: Просвещение, 1991.
- Воронина Т. Играя, обучаем. //Воспитание школьников. – 2002. - №8.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. //Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – 14 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. - 340 с.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.
- Газман О.С. и др. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просвещение, 1988. -
- Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск, 1979. - 250 с.
- Гидрович С.Г., Сыроежкина И.М. Деловые игры. – М.: Педагогика, 1976.
- Гордеева Т.И. Экологическое образование и воспитание учащихся. //Начальная школа. - 2004. - № 2. – С. 75-80.
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Сервис-школа, 2002.
- Дежникова И.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры и коррекционно-развивающие задания. //Педагогическое творчество. - 1999. - № 3.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников. //Начальная школа. – 2000. - № 7. – С. 85-91.
- Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. //Начальная школа. - 1999. - № 5. - 89 с.
- Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания. Раздел III: Животные. – М., 1993. – 140с.
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – М.: Просвещение, 1990. - 84 с.
- Макаренко И. Деловые игры. //Воспитание школьников, 1996. - №6. - 12 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
- Миронов А.В. Курс «Методика изучения окружающего мира в начальном классе» для студентов педвузов. //Начальная школа. – 2000. - № 6,.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов, 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
- Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая шк. 1993.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1999.
- Новикова Е.П. Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе. //Начальная школа. – 2001. № 7.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1977.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях. Ч. 1 /А.А. Плешаков, 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
- Плешаков А.А. Зелёный дом: Тематическое планирование по программе «Зелёный дом» для начальной школы. Книга для учителя. /А.А. Плешаков, 2-е издание. - М.: Просвещение, 2004.
- Плешаков А.А. Природоведение в 3 классе. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
- Развитие творческой активности школьников. Под ред. Е.И. Фейтенберг. – М.: Педагогика, 1987. - 150 с.
- Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1986.
- Сазонова Е.В. воспитание человека, разумно опирающего свои отношения с природой. //Начальная школа. – 2004. - № 3. – С. 45-50.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1985. – 270 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.
- Усова Л.Т. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1987.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1980.
- Хрестоматия по психологии. /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. – 436 с.
- Шмаков С.А. Игра как средство познавательной активности детей и подростков в учебно-воспитательной работе. – Воронеж, 1975. – 200 с.
- Щукина Т.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.