Проектирование водяной системы пожаротушения грузового судна
Курсовая по предмету:
"Строительство зданий и сооружений(ПГС)"
Название работы:
"Проектирование водяной системы пожаротушения грузового судна"
Автор работы: Юлия
Страниц: 25 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Стационарные системы пожаротушения предназначены для подачи огнетушащего вещества к защищаемым помещениям и непосредственно в эти помещения. По виду используемого в них огнетушащего вещества они подразделяются на следующие группы:
1) водогасящие:
водопожарная,
спринклерная,
водораспыления,
водяных завес,
водяного орошения;
2) с механически гасящим агентом:
пенотушения,
порошкового тушения;
3) с химически гасящим агентом:
углекислотного тушения,
инертных газов,
легко испаряющихся жидкостей.
Все станции пожаротушения, кроме станций для машинных помещений, должны располагаться на открытых палубах или непосредственно под ними и иметь независимый вход с открытой палубы.
Основная система – водопожарная; в дополнение к ней каждое судовое помещение должно быть защищено одной из других систем. Водопожарная система включает в себя пожарные насосы, пожарные магистрали, краны, рукава и стволы. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды. На грузовых судах валовой вместимостью 300 и более должно быть не менее двух стационарных пожарных насосов, не считая аварийного.
Общая производительность пожарных насосов на всех судах, кроме пассажирских, достаточна до 180 м3/ч.
В качестве стационарных пожарных насосов могут использоваться санитарные, балластные, осушительные и другие насосы забортной воды, если они удовлетворяют установленным для пожарных насосов требованиям. Насосы и их кингстоны должны быть установлены ниже ватерлинии судна порожнем. Аварийный пожарный насос с независимым приводом устанавливается на грузовых судах валовой вместимостью 2000 и более, если пожар в любом из отсеков может вывести из строя все насосы. Насос и его кингстоны должны быть расположены так, чтобы они не вышли из строя при возникновении пожара в помещении основных пожарных насосов, и не должны иметь непосредственно доступа из этих помещений. Пожарная магистраль должна обеспечивать эффективную подачу воды при одновременной работе двух пожарных насосов; на грузовых судах – до 140 м3/ч. Количество и расположение кранов должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи из разных кранов, одна из которых подается по цельному рукаву, доставали до любой части судна, обычно доступной для экипажа и пассажиров, а также до любой части грузового помещения. Максимальное давление в кране не должно превышать того, при котором возможно эффективное управление рукавом.
Пожарные краны должны быть удалены друг от друга не более чем на 20 м во внутренних помещениях судна и не более чем на 40 м на открытых палубах. У кранов, установленных в помещениях, а также на открытых палубах судов валовой вместимостью до 500, пожарные рукава должны иметь длину 10-15 м, а на открытых палубах – 15 – 20 м. Ручные пожарные стволы должны быть комбинированного типа, т.е. обеспечивать подачу как компактной, так и распыленной струи. Спринклерная система используется для защиты жилых помещений, а также хозяйственных, шкиперских, плотницких помещений, кладовых запасных частей. Она состоит из пневмогидравлической цистерны, трубопровода, спринклеров и сигнально-контрольного устройства.
Спринклеры представляют собой распылители воды с легкоплавким замком, который открывается при температуре в помещении 68о С для умеренных зон и 79оС для тропиков. Устанавливаются спринклеры в верхней части защищаемого помещения. Трубопровод, ведущий от пневмогидравлической цистерны к секции спринклеров, находится под постоянным давлением воды. Когда замок спринклера расплавляется под воздействием тепла, образующегося при пожаре, вода, поступающая через трубопровод, распыляется в защищаемом помещении. При этом давление в системе падает, что обеспечивает автоматическое включение насоса, подающего воду в цистерну. Спринклеры должны обеспечивать подачу воды не менее 5 л/мин на 1 м2 площади помещения.
Одновременно со срабатыванием спринклера включается сигнализация, панель которой устанавливается на ходовом мостике. Панель сигнализации указывает, в какой секции помещений, обслуживаемых системой, возник пожар. Визуальные и звуковые сигналы выводятся также и в другое место, чтобы обеспечить немедленное принятие экипажем информации о пожаре.
Система водораспыления используется в машинных помещениях и их шахтах, в фонарных, малярных, других производственных помещениях, где применяется жидкое топливо и другие воспламеняющиеся жидкости, а также в помещениях, в которых перевозится рыбная мука в мешках. Распылители помещаются под подволоком защищаемого помещения. Они питаются водой либо от независимого насоса, автоматически включающегося при падении давления в системе, либо от водопожарной магистрали.
Система водяных завес применяется в дополнение к другим системам пожаротушения на судах с горизонтальным способом погрузки, а также в районах установки дверей общественных помещений, имеющих большую площадь остекления. Водяная завеса достаточной толщины создается распылителями щелевого типа, в которые подается вода от пожарной магистрали. В указанных случаях водяные завесы применяются вместо огнестойких конструкций, установка которых невозможна.
Система водяного орошения используется для защиты шахт выходов из машинных помещений. Насосы и источники энергии должны находиться вне защищаемого помещения. Пуск системы должен осуществляться извне помещения или автоматически при недопустимом повышении температуры.
Система пенотушения использует в качестве огнетушащего вещества воздушно-механическую пену – ячеистую систему, состоящую из мелких пузырьков воздуха, разделенных тонкими прослойками воды. Для образования пузырьков служит пенообразователь – вещество, облегчающее вспенивание жидкости и придающее пленкам устойчивость. Пенообразователь затрудняет отток жидкости из пленок, препятствует слипанию пузырьков.
Воздушно-механическая пена, покрывая горящую поверхность, преграждает доступ воздуха в зону горения, препятствует испарению в нее горящего вещества и распространению тепла из зоны горения. Пена охлаждает горящий материал и защищает от возгорания негорящие поверхности горючих веществ. Раствор пенообразователя, обладая высокой смачивающей способностью, проникает вглубь волокнистых и других плохо смачиваемых материалов и прекращает тление.
Содержание работы
Введение 4
1. Обоснование и выбор состава системы водяного пожаротушения 8
1.1. Выбор пожарных насосов 8
1.2. Обоснование и выбор конструктивных параметров труб. 9
2. Гидравлический расчет судовой системы водяного пожаротушения 11
2.1. Расчет гидравлических потерь напора в трубопроводах 11
2.2. Обоснование рабочего режима системы водотушения 13
3. Проектирование насосов системы водяного пожаротушения 15
3.1. Расчет параметров насоса 15
3.2. Методика построений 18
4. Выводы: 22
Список используемых источников: 23
Использованная литература
- Иванов И.А. , Баев А.С. Судовое вспомогательное судовое оборудование. Судовая система водяного пожаротушения: методические указания по курсовому проектированию. – Спб., СПГУВК, 2008. – 27 с.
- Иванов И.А. Оборудование для перезагрузки наливных грузов: учебное пособие. – СПб.: СПГУВК, 2007. – 82 с.
- Иванов И.А. Оборудование для перезагрузки наливных грузов. Обоснование рабочего режима перегрузки нефтепродуктов: методические указания для выполнения курсовой работы. – СПб.: СПГУВК, 2006. – 40 с. Гривнин Ю.А. Гидравлические машины: учебное пособие, - СПб.: СПГУВК, 2000. – 56 с.
- Баев А.С. Проектирование судовой системы водяного пожаротушения: методическое пособие по курсовому проектированию. – СПб., СПГУВК, 1994.
- Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы: учебник. – М.: Транспорт, 1989. – 295 с.