Научно-техническая революция.
Реферат по предмету:
"История государства и права"
Название работы:
"Научно-техническая революция."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 19 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Раздел I
1. Научно-техническая революция и ее значение.
1.1 НТР.
Научно-техническая революция, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе НТР, начало которой относится к середине XX в., бурно развивается и завершается процесс пре-вращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет весь облик общест-венного производ¬ства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделе¬ния труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производи¬тельности туда, оказывает воздействие на все стороны жизни общест-ва, включая культуру, быт, пси¬хологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.
Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории, характер-ным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципи¬ально различны.
1.2 Составляющие НТР:
а) Процесс интеграции науки и производства.
Во-первых, научно-техническая революция характеризуется глубоким процессом интеграции науки и производства, притом такой интеграции, что производство постепенно превращается как бы в технологический цех науки. Формируется единый поток - от научной идеи через научно-технические разработки и опытные образцы к новым технологиям и массовому производству. Повсеместно идет процесс инновации, возникновение нового и его быстрое продвижение в практику. Резко усиливается процесс обновления и производственного аппарата, и выпускаемой продукции. Новые технологии и новые изделия становятся воплощением все более современных достижений науки и техники. Все это приводит к кардинальным изменениям в факторах и источниках экономического роста, в структуре экономики и ее динамизме.
Когда говорят о научно-технической революции, то в первую очередь подразумевают именно процесс интеграции науки и производства. Однако было бы неправильно все сводить только к этой, на наш взгляд, первой составляющей современной НТР.
б) Революция в подготовке кадров.
Во-вторых, понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в подготовке кадров по всей системе образования. Новая техника и технология требуют нового работника более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим нововведениям, высоко дисциплинированного, имеющего к тому же навыки коллективного труда, что является характерной чертой новых технических систем.
в) Революция в организации труда в системе управления.
В-третьих, важнейшей составляющей НТР является подлинная революция в организации произ-водства и труда, в системе управления. Ноой технике и технологии соответствует и новая организация производства и труда. Ведь современные технологические системы обычно базируются на взаимосвязанной цепочке оборудования, на котором работает и которое обслуживает довольно разносторонний коллектив. В связи с этим выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Поскольку процессы исследования, конструирования, проектирования и производства неразрывно связаны между собой, переплетаются и взаимно проникают друг в друга, перед управлением стоит сложнейшая задача - связать воедино все эти этапы. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает, и чтобы соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.
1.3 Требования НТР.
Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работни-ков. Об этом свидетельствуют следующие факты: численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достигнет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70 миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
1.4 Повышение темпов экономического роста.
В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-1970 годах объясня-ется ростом производительности труда и лишь 32% ростом трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста (см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам гарантируется определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело к росту роли государства, которое, по мнению сформировавшемуся в бществе после войны, должно взять заботу о своих нуждающихся гра-жданах на себя.
Содержание работы
1. Научно-техническая революция и её значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 3
Раздел II
2. Проблемы НТР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 7
Раздел III
3. НТР в обществе и искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..стр. 12
Раздел IV
4. Новейшая революция в естествознании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 15
Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 18
Что же дальше?
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 19
Использованная литература
- Медведев В.А. Политическая экономия. - М.: Финансы и статистика 1990. - 388 с.
- А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность., М., Наука, 1991
- К.Поппер, Логика и рост научного знания, М., 1983
- Критика постпозитивизма. Методические указания для аспирантов нефилософских спе-циальностей, изучающих марксистско-ленинскую философию. Новосибирск, НГУ, 1986
- В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь соци-альной философии и эпистемологии Поппера) //Вопросы философии, 1995, №10, стр.27-36
- Э.Эзер, Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10, стр.37-44
- Т.Кун, Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
- С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна Структура научных рево-люций. Послесловие к рус.изд.кн. - В кн.: Кун Т. Структура научных революций. М., Про-гресс, 1977, стр. 274 - 292
- В.Н.Порус, Рыцарь Ratio//Вопросы философии, 1995, №4, стр.127-134