Этические взгляды В.А.Кожевникова и Д.В.Болдырева
Реферат по предмету:
"Этика"
Название работы:
"Этические взгляды В.А.Кожевникова и Д.В.Болдырева"
Автор работы: Сергей
Страниц: 28 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Традиции русской религиозно-философской мысли, ведущие историю от первых древнерусских книжников (Илариона Киевского, Климента Смолятича, Кирилла Туровского) к славянофилам и Вл.Соловьеву, пережившие в первые десятилетия двадцатого века свой расцвет («русский религиозно-философский ренессанс»), сегодня уже не могут считаться неизвестными.
Многочисленные переиздания творений отечественных философов позволяют открывать новые грани их философского творчества, что создает предпосылки для развития традиций русской философии в настоящем и будущем.
Однако, для того чтобы данная тенденция приобрела подлинную жизненность и реальную значимость, необходимо ясно и отчетливо понимать ее характер, внутреннюю историю и логику, разбираться в механизме ее жизненной реализации в рамках русской культуры.
Это означает, с одной стороны, продолжение работы в направлении интроспекции, самоосознания философской традиции, которая не может быть успешной без осуществления, наряду со всеобъемлющими синтезами, тщательного анализа основных смысловых детерминант философской позиции, с другой - пристальное внимание к историко-культурному контексту, в границах которого призвана разворачиваться философская мысль.
Таким образом, очевидна необходимость расширения горизонта исследования за счет введения в историко-философский контекст тех философов, мыслителей, деятелей культуры, без которых самого культурного контекста, крайне важного для сохранения и передачи традиции, не было бы.
Очевидно, что все это определяется пониманием существа и смысла русской философской традиции как духовного феномена. Ибо простая констатация ее религиозного характера уже не может удовлетворить заинтересованного исследователя.
Интуитивистские философские построения отечественного идеализма, обоснованные и развитые в трудах Н.ОЛосского, СЛ.Франка, Д.В. Болдырева, В.А.Кожевникова и других, представляли некий сплав гносеологии интуитивизма и персоналистической онтологии с заметным влиянием таких западноевропейских философских течений, как бергсонианство, имманентная школа, гуссерлианство, махизм.
Фундаментальное знакомство с идеями философии интуитивизма на русской почве можно осуществить путем обращения к работам Н.О-Лосского «Обоснование интуитивизма» (1906), «Основные вопросы гносеологии» (1919), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938), «Мир как органическое целое» (1915) и др. и С.Л. Франка «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915), «Реальность и человек. [Метафизика] человеческого бытия» (1956) и др.
Интуитивизм вскрывает и устраняет ложную предпосылку разобщенности между познающим субъектом и познаваемым объектом, лежащую в основе теорий знания индивидуалистического эмпиризма, докантовского рационализма и кантовского критицизма.
Отрицая источник знания, доставляющий большую часть познаваемого материала, эта предпосылка приводила к односторонним теориям знания, которые преувеличивали значение то одной, то другой из объективных деятельностей и таким образом пытались выйти из затруднений: индивидуалистический эмпиризм преувеличил значение ощущений, докантовский рационализм - значение разума, кантонский критицизм - значение структуры всей познавательной способности вообще.
Актуальность данной темы выражена практической неизвестностью жизни и творчества Владимира Александровича Кожевникова и Болдырева, недостаточной изученностью их основных работ, избранным подходом к изучению оснований православной философии культуры.
Целью настоящей работы является выявление содержания, исторического развития и основных принципов этических взглядов В. А.Кожевникова и Д.В. Болдырева.
1. Характерные особенности интуитивизма
Устраняя ложную предпосылку, интуитивизм освобождает теорию знания от всех подобных односторонностей; его отношение к старым направлениям характеризуется главным образом тем, что он отрицает их отрицания, но сохраняет их утверждения, стремясь дополнить их новыми истинами.
Таким образом, он вовсе не отрицает старых направлений, а скорее наоборот, стремится к возрождению их, однако в обновленной форме, освобожденной от исключительности и открывающей возможность примирения и слияния их.
В самом деле, устраняя предпосылку, бывшую источником односторонности старых направлений, интуитивизм вместе с тем не то чтобы разрешает важные спорные вопросы в пользу одной или другой из тяжущихся сторон, а идет еще глубже, именно устраняет самую почву для возникновения спора, показывает, что он основывается на недоразумении и что спорящие партии как односторонние были отчасти правы и отчасти не правы.
К числу важнейших устраняемых таким образом спорных пунктов принадлежат противоположности значения и бытия, рационального и иррационального, априорного и апостериорного, общего и частного, аналитического и синтетического...
Индивидуалистический эмпиризм, докантовский рационализм и критицизм вырывают непроходимую пропасть между знанием и бытием. Только действительность как явление сближается в критической философии с процессом знания, но это сближение достигается путем подчинения бытия
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. Характерные особенности интуитивизма 6
2. Этические взгляды Д.В.Болдырева 12
3. Этические взгляды В.А.Кожевникова 21
Заключение 27
Список литературы 29
Использованная литература
- Богословский вестник», 1912, декабрь,
- Булгаков С.Н. Памяти В.А.Кожевникова // Христианская мысль. 1917. №№ 11-12.
- Ванчугов В.В. Кожевников Вл.А. // Русская философия. Словарь. М., 1999,
- Дубинина И.В. Кожевников Вл.А. // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М. 1995.
- Дурылин С.Н. Ученый-христианин. (Памяти В.А.Кожевникова) // Возрождение. 1998.
- Кожевников В.А. Философия чувства и веры. М., 1897.
- Кожевников Ф. А., Буддизм в сравнении с христианством, т. IIИ, Петроград,
- Лосский И.О. Н.Ф.Федоров II Лосский И.О. История русской философии. М., 1994.
- Никитина И.В. Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 2. М., 1992.
- Переписка П.А.Флоренского и В.А.Кожевникова // Вопросы философии. 1991. № 6.
- Письма В. А. Кожевникова В. В. Розанову // В. РХД. Кн. 143. 1984; Переписка П. А. Флоренского и В. А. Кожевникова // ВФ. 1991. № 6.
- Письма к В.В.Розанову // «Вестник РХД», № 143, 1984
- Сетницкий Н.А. Владимир Александрович Кожевников (1852-1917-1927) // Высшая школа в Харбине. Известия юридического факультета. Т. 4. Харбин. 1927.
- Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: 2000.