Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Политология --> Бердяев как политичексий мыслитель.

Бердяев как политичексий мыслитель.

МГУ (г.Москва)

Реферат по предмету:
"Политология"



Название работы:
"Бердяев как политичексий мыслитель."




Автор работы: Ольга
Страниц: 21 шт.



Год:2007

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма. Этой философией, часто путем прямого подлога и вырывания фраз из контекста, пытались обосновать навязывание России принципов дикого капитализма. Однако в последние годы появился ряд серьезных работ по истории русской политической мысли дореволюционного периода и политической мысли философов русской эмиграции [4, с. 60-64].

Безусловно, одной из самых заметных фигур в области философской и политической мысли русского культурного ренессанса начала XX века, а затем и русской эмиграции, является Николай Александрович Бердяев.

1.1. Бердяев о государстве

Взгляды Бердяева на государство и право несколько раз менялись на протяжении его жизни. Первый этап эволюции взглядов мыслителя можно охарактеризовать как попытку сочетать марксизм с неокантианством и отчасти с христианством. Хронологически этот период начинается в 90-е года XIX века заканчивается в 1903 1905 годы. Взгляды мыслителя, отстаиваемые им в то время, изложены в основном в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Сам Бердяев впоследствии называл эту работу несовершенной во многих отношениях, однако для понимания истоков последующих идей мыслителя можно кратко изложить ее содержание.

В работе Бердяев пытался дать философское обоснование революционному социализму. Бердяев в книге доказывал, что истина не зависит от классовой борьбы, определяется не социальной средой, а трансцендентальным сознанием, однако, психологическое сознание зависит от социальной среды. При этом, чем более психологическое сознание усвоит истины трансцендентального сознания, тем более справедливое общество можно будет построить. Говоря о справедливости, Бердяев настаивал на том, что она так же не зависит от классовой борьбы и социальной среды и вкоренена в трансцендентальное (т.е. божественное). Истина неизменна и ее положения могут быть реализованы на практике. Бердяев пытался в своей книге доказать, что невозможна классовая истина (как учил ортодоксальный марксизм), однако может быть классовая ложь, которой проникнуты буржуазные классы, причастные к эксплуатации человека человеком. На основе этих идей Бердяев построил идеалистическую теорию мессианства пролетариата. Пролетариат свободен от греха эксплуатации и поэтому его психологическое сознание наиболее подготовлено к восприятию истин трансцендентального сознания, однако для этого ему необходимо освободится от эксплуатации, что можно сделать лишь путем революции.

Можно заметить, что уже в этой, по существу первой своей серьезной

книге, Бердяев вступил с марксизмом в противоречия. Он все еще разделял классовый подход (от которого позже отказался, хотя всегда признавал наличие классов и существование противоречий между ними) и материалистическое понимание истории, однако, он уже тогда отстаивал независимость истины и справедливости от революционной борьбы, причем с идеалистической позиции. Поэтому утверждать, как это было принято в литературе советского периода, что Бердяев был в дореволюционный период легальным марксистом[9, с. 87], можно лишь с очень существенными оговорками. О том, что с такой философией как у него нельзя оставаться марксистом, Бердяеву в то время говорил Плеханов, с которым Николай Александрович встречался в Цюрихе.

С течением времени Бердяев все более и более отдалялся от марксизма. По признанию самого Бердяева в нем нарастало внутреннее движение к христианству.

Бердяев делается сторонником движения нового религиозного сознания,

сближается с Мережковским и его кругом. Период увлеченности мыслителя идеями нового религиозного сознания можно назвать вторым этапом эволюции его философских и политических взглядов. В этот период очень большое внимание в своих работах Бердяев уделяет государственно-правовой проблематике. Среди работ этого периода выделяются книги Новое религиозное сознание и общественность и Духовный кризис интеллигенции. В первой книге государство и право рассматриваются с теоретических позиций, во второй делается попытка осмысления событий первой русской революции и реакции на нее российской интеллигенции, а так же рассматривается перспектива дальнейшего развития России. Бердяев придерживается в тот период иерархического персонализма, черпая идеи, его обосновывающие, в Библии, христианской литературе, произведениях Достоевского (особенно часто цитируется роман Братья Карамазовы). Он окончательно порывает с классовым подходом марксизма: Личность человека имеет абсолютное значение, в ней вмещаются абсолютные ценности и путем религиозной свободы она осуществит свое религиозное призвание писал мыслитель. В мире борются два начала: освобождающее всех существ от рабской зависимости, соединяющее всех путем любви в гармонию и начало распадения всех частей мира и внешнее, кажущееся соединение путем насильственным, связывание путем необходимости. Торжество первого начала возможно путем воссоединения мира с Богом, второго путем окончательного отпадения от Бога. Соответственно Бердяев различает два порядка: природный и благодатный. Государство принадлежит порядку природному и поэтому подвергается критике со стороны Бердяева. Уже в это время Бердяев резко противопоставляет царство Божие и царство Кесаря (более полно противостояние этих двух царств Бердяев выразил в своей более поздней книге Царство духа и царство Кесаря)[8, с. 37].

В вопросах происхождения государства Бердяев придерживается теории насилия. Мыслитель считает, что государство основывалось на диком порабощении и диком насилии одного племени над другим. Первоначально зачатки государственности играли свою положительную роль в борьбе с первобытным хаосом и зверством, однако затем произошло превращение государства из средства в цель, из начала подчиненного и зависимого в начало высшее. Бердяев считает, что права государственной власти покоятся на таком же насильственном захвате, как и права на землю. Критикуются все исторческие формы государства, в том числе и теократии прошлого, как подпадающие под господство князя мира сего. Однако мыслитель все же признает за ними положительную миссию, считая, что соединение христианства с государством имело воспитательное значение по внутреннему возрасту человечества[12, с. 87-89], т.е. было исторически необходимо.

Рассматривая государство, как начало, которое ничему не подчиняется и все себе подчиняет (отвлеченное начало), Бердяев считал, что зла и безбожна не всякая государственность, в смысле организации общественного порядка и системы управления, а государство отвлеченное, т.е. суверенное, себе присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя ограничить и ничему высшему себя подчинить[13]. Критикуется не всякая государственность, а именно государственность самодовлеющая, суверенная и неограниченная. Все формы такого государства, которые существовали ранее, и могут возникнуть в будущем - результат обоготворения воли человеческой, причем не важно, воля ли это одного (государство самодержавное), многих (государство либеральное), или воля всех (государство социалистическое).

Торжествует религия человеческого, субъективно-условного, тогда как необходимо стремится к религии божественного, объективно-безусловного. В государстве всегда властвует субъективная воля человека, а не объективная сила правды. Бердяев обрушивается с критикой на все исторические формы государства. При этом худшей формой государства признается абсолютное самодержавное государство. Человековластие одного есть самая совершенная и крайняя форма воплощения царства князя мира сего. Если полнота власти принадлежит одному человеку, то личность такого человека обоготворяется, является divus Caesar ( обоготворенный человек, однако на земле был только один Богочеловек, а все остальные ложь, обман и подмена.

Содержание работы

Введение .. 2

1.1. Бердяев о государстве 3

1.2. Точка зрения Бердяева о происхождении права 8

Заключение 19

Список литературы . 20

Использованная литература

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., Правда, 1989
  2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа, М.; 1993
  3. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии, М. 1995
  4. Бердяев Н.А. Русская идея \ Судьба России \ Царство Духа и царство Кесаря, М. Сварог и К, 1997
  5. Бердяев Н.А. Философия свободы, М. Сварог и К, 1997
  6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма, М. Сварог и К; 1997
  7. Бердяев Н.А. Cубъективизм и индивидуализм в общественной философии, М. Канон+, 1998
  8. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции, М. Канон+, 1998
  9. Бердяев Н.А. Самопознание; Харьков, ЭКСМО-Пресс, 1998
  10. Бердяев Н.А. Судьба России\ Философия неравенства, Харьков; ЭКСМО-Пресс, 1998
  11. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность, М. Канон+,1999 (Главы из этой книги: Государство, Анархизм, Социализм как религия, были опубликованы отдельно, см. в частности: Бердяев Н.А. Государство, Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л. 1990 )
  12. Бердяев Н.А. Падение священного Русского царства, Русская мысль, 1917. (Сборник Pro et contra, 1999)
  13. Соловьев В.С. Сочинения, М. 1988
  14. Нерсесянц В.С. Философия права; М., Норма,1999
  15. История политических и правовых учений, учебник, под ред. В.С. Нерсесянца, М. 1998
  16. Философский словарь, М., Издательство политической литературы, 1975
  17. Лурье. М. Религиозная мистика и философия, Русская мысль, 1908 (Сборник критических статей, Канон+, 1998)
  18. Мокиевский П. К характеристике современных течений, Русское Богатство, 1908 (Сборник критических статей, Канон+, 1998)
  19. А.Ф. Лосев Русская философия, М., 1991


Другие похожие работы