СМИ как фактор культурной политики
Реферат по предмету:
"Политология"
Название работы:
"СМИ как фактор культурной политики"
Автор работы: Юлия
Страниц: 28 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Исследователь, который обращается к вопросам взаимодействия и взаимовлияния масс-медиа и культуры, неизбежно наталкивается на несколько подводных рифов.
Один из них - укоренившееся в обыденном сознании представление о том, что понятие "культура" включает в себя исключительно сферы образования, науки и искусства. Когда-то очень популярный, а нынче исчезающий со страниц наших газет стереотип "культурный человек" как раз и подразумевал джентльменский набор качеств, предписывающий обязательность посещения филармонии, театра, кино, библиотеки. Журналисты старшего поколения, видимо, помнят когда-то бытовавшее во многих редакциях несколько скептическое отношение к сотрудникам отделов культуры.
Сегодня даже среди ученых-обществоведов мы можем встретить тех, кто считает, что культура находится если не в подчиненном положении у политики, то, по крайней мере, значительно уступает ей в степени влияния на социум. Не меньше проблем возникает и при выяснении того, что есть цивилизация.
Поэтому, хотелось бы сразу обозначить то содержание, которое вкладывают в понятия "культура" и "цивилизация" современные культурологи. По мнению специалистов, культура представляет собой всю совокупность материальных и духовных ценностей, созданных на нашей планете и образующих ее "вторую природу".
Она всегда обращена к человеку и реализуется в области его отношений с естественной средой, другими людьми и самим собой. Собственно, индивид воспринимает мир не иначе как сквозь призму культуры и действует, в большей или меньшей степени вбирая в себя ее богатство.
Цивилизация как определенный уровень развития культуры рассматривается и в качестве пространственно-временного среза ее функционирования.
Уже сами эти определения говорят о чрезвычайной сложности, многоаспектности и противоречивости обозначенных феноменов: культура пронизывает всю нашу жизнь. Пожалуй, это и есть второе кольцо рифов на пути теоретиков и практиков журналистики.
В исследовательской литературе по проблемам СМИ встречаются словосочетания "социология журналистики" и "культура журналистики".
Мы не призываем сформировать по аналогии новую отрасль знания, именуемую культурологией журналистики, но углубленный анализ культурно-цивилизационного контекста функционирования СМИ, на наш взгляд, актуален и необходим.
Актуальность данной работы заключена в том, что проблема влияния СМИ на культурную политику предполагает синтез нескольких областей человеческой деятельности и человеческого знания, то и актуальность должна быть рассмотрена в нескольких измерениях.
Первое измерение - политико-культурное. За последние пять-шесть лет в странах постсоветского пространства оформилась своеобразная "мода" на изучение политической культуры, а, как известно, мода - дело далеко не случайное.
Второе измерение - информационное. Научно-техническая революция добавила в политическую жизнь государств еще одну движущую силу - современные средства массовой информации. Однако, несмотря на очевидную власть этого института над человеческими умами, политическая наука интересуется СМИ скорее в плане краткосрочного влияния на зрителей - во время референдумов, выборов, политических акций и т.д.
Третье измерение лежит в действительном состоянии государственных СМИ. В настоящее время государственное вещание переживает явный кризис, как организационный, так и духовный
Цель настоящего исследования – рассмотреть вопрос влияния СМИ на культурную политику РФ.
На основании вышеизложенного вытекают задачи исследования:
a. Изучить взаимосвязь СМИ и современной культуры;
b. Рассмотреть Средства массовой информации в связи с системой государственной культурной политики;
c. Рассмотреть СМИ как средство сохранения культурной идентичности;
d. Изучить роль СМИ в культурной и социальной адаптации репатриантов из СНГ в Израиле.
В равной степени представляется важным и нужным развертывающийся в обозначенной области постоянный обмен мнениями между исследователями журналистики и работниками прессы.
К сожалению, требования рынка, с одной стороны, и - с другой стороны - самодостаточность журналистов не всегда позволяют им остановиться, оглянуться, задуматься о глубинных пластах действительности, о том, что называется объективными тенденциями и закономерностями ее развития.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. СМИ и современная культура 6
2. СМИ как институт современной культурной политики государства 9
3. Роль СМИ в культурной и социальной адаптации репатриантов из СНГ в Израиле 14
3.1. СМИ как источник актуальной информации 18
3.2. СМИ как агент социализации 20
3.3. СМИ как средство сохранения культурной идентичности 22
Заключение 26
Литература 28
Использованная литература
- Караулов Ю.Н. Язык СМИ как модель общенационального языка. // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 2001 г. М., 2001. С. 83
- Каспии Д., Элиас Н. Быть здесь и чувствовать себя там: о СМИ на русском языке в Израиле // Израильская социология. Тель-Авив, 2008. № 2 (ивр.). С. 59
- Комаровский В. С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). – Воронеж. Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003. – С. 114
- Кубрякова Е.С. О разных подходах к изучению СМИ. //Язык средств массовой коммуникации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов международной конференции. М., 2001. С. 63
- Михальченко И.А. Два общества в одной стране как угроза национальной безопасности: информационный аспект// Межрегиональная конференция "Информационная безопасность регионов России. ИБРР - 2001. Санкт-Петербург, 26-29 ноября 2001 года. Материалы конференции. СПб., 2001. С. 92
- П. Бурдье. О телевидении и журналистике. М.,2003. С. 142
- Средства массовой информации России. М.,2001. С. 142
- Фаин А. Репатрианты из СНГ: отношение к содержанию СМИ в 2008 году. Иерусалим, Институт социологических исследований «Тацпит» (ивр.). С. 63
- Феоктистов Г. Г. Информационная безопасность общества. - «Социально-политический журнал», 2000, № 5. С. 58