Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Политология --> Типы современных государств.

Типы современных государств.

МЭГУ (г.Москва)

Реферат по предмету:
"Политология"



Название работы:
"Типы современных государств."




Автор работы: Ольга
Страниц: 20 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем во-прос государства, его природе и роли в общественной жизни.

Государство это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически

первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирую-щая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуу-мов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции управ-лять обществом следуют другие черты государства. Управление общест-вом управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, насе-ляющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою террито-рию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.

Постоянное население данной территории, как правило, имеет

устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Государственная власть распространяется и на находящихся в стра-не иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют осо-бое правовое положение.

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть:

- аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные-придатки»;

- тюрьмы и другие принудительные учреждения;

- является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государст-ва.

Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных, взаи-мосвязанных блока: форму правления, форму национального и админи-стративно-территориального устройства, политический режим.

1. Понятие и теории происхождения государства

Государство является центральным, интегрирующим общество полити¬ческим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обла-дает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные от-ношения. Государство это институт, организующий совместную жизнь насе-ления на определенной территории и обеспечи¬вающий там должный социаль-ный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого об-щежития.

Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной орга-низацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status положение) для обозначе-ния особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «госу-дарство».

Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхожде-ния. В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естествен-ного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как соци-альные по своей природе су¬щества, стремящиеся к совершенству и потому по-стоянно взаимо¬действующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию государство. При этом государство слу¬жит не только проявлением естественного стремления людей к вза¬имному общению, но и средством достижения ими морального со¬вершенства. Государство состо-ит из людей, но оно неизмеримо силь¬нее любого отдельного человека или ка-ких-либо групп и объедине¬ний. Поэтому сила, мощь и превосходство государ-ства над человеком также должны рассматриваться как его важнейшие прояв-ления.

В средние века большое распространение получила теория боже¬ственного происхождения государства, творцы которой рассматрива¬ли государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выяв¬ление высшей воли Творца. Такое понима-ние природы государствен¬ной власти предусматривало, что именно Бог выби-рает короля и да¬рует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, ко¬торым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тира-ном. Соединившись с интересами института церкви, эта идея интерпретирова-лась в духе теории «двух мечей», признаввшей пра¬вомерность наличия цен-тров светской и церковной власти, каждая из которых считалась дарованной Богом и обладала собственной ком¬петенцией: одна в мирской, другая в ду-ховной области.

Основываясь на этих идеях, приверженцы божественной интерпре¬тации государства утверждали наличие некоторых народов-избранни¬ков, которых якобы благословил Всевышний.

Собственную трактовку происхождения государства дала договор¬ная тео-рия, находившаяся в оппозиции к «божественному праву ко¬ролей» и основы-вавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Возник¬шая в XVII-XVIII вв. теория общест-венного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и пе¬редать правителям определенные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государ¬ство, если они не служат их целям.

Свою лепту в обоснование источников возникновения государ¬ства внесли теоретики, настаивавшие на насильственном характере этого процесса. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем за-хвата и насилия сильных над сла¬быми. Так, на протяжении тысячелетий фор-мировалась установка на отрицательное отношение к государству как социаль-ному злу, и этическое оправдание сопротивления ему и даже уничтожения его.

В противоположность такой трактовке в XIX в. в теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход, согласно которому государство, имевшее сило-вое происхождение, есть крайне положительное для общества явление. По их мнению, государство, проявляя в своей де¬ятельности заложенную при его рож-дении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и неся благо нуж-дающимся в защите людям. Поэтому государство при¬знавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной мо¬рали или прав отдельной личности.

Собственную трактовку происхождения государства дала маркси¬стская теория, в которой указывались предпосылки данного процесса ( наличие обще-ственого разделения труда, возникновение частной собственности и классов) и причина создания государства (непримиримость классо¬вых взаимоотношений, где экономически господствую¬щий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов). Как писал В. И. Ленин, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоре-чия объективно не могут быть примирены».

2. Причины возникновения государства

Возникновение государства стало результатом усложнения обществен¬ного развития, формирования мно¬гообразной гаммы общественных интересов, не-однозначности развивавшихся связей властвующих и подвластных. Дифферен-циация ин¬тересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые формы со¬хранения це-лостности общества, в основном и предопределила воз¬никновение института, способного добиться организации совмест¬ной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедея¬тельности функций, отчуждает и узурпирует их.

Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоп-леменных отношений и обособления определен¬ной группы лиц (вождей, вид-ных дружинников, служителей культа, родовой аристократии, обладателей ма-териальных богатств и их при¬ближенных), которые, трансформируя свои стату-сы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых обществен¬ных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиоз¬ными постула-тами.

Содержание работы

Введение...2

1. Понятие и теории происхождения государства...4

2. Причины возникновения государства...7

3. Основные признаки государства....9

4. Внутреннее устройство государств

Формы территориального устройства государств.11

5. Типы государств и их разновидности.14

6. Политический режим....17

Заключение19

Список литературы...20

Использованная литература

  1. Геллнэр Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические со-перники. М., 1995.
  2. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1995.
  3. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. М., 1996.
  4. Макеев А.В. Политология. М., 2000.
  5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000.
  6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические техноло-гии. М., 2000.
  7. Аристотель. Политика. М., 1911.
  8. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч. Т.33
  9. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве
  10. нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 2000.
  11. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.13
  12. Лившин Р.З. Государство и право в современном обществе // «Теория
  13. права : новые идеи», 1991г.
  14. Бутенко А.П. Государство, его вчерашнее и сегодняшние трактовки //
  15. «Государство и право» 1993г. №7
  16. Геродот. История в девяти книгах. Л.,1982.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
  18. Еллинек Г. Общее учение о государстве. С.Пб., 1908.


Другие похожие работы