Лирика как род литературы: история возникновения, основные признаки и характеристики.
Реферат по предмету:
"Литература зарубежная"
Название работы:
"Лирика как род литературы: история возникновения, основные признаки и характеристики."
Автор работы: Валерий
Страниц: 19 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Лирика как род литературы. Основные признаки.
Предмет изображения в лирике - впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. Надо быть очень чутким читателем, чтобы уметь ощутить гамму чувств, чтобы услышать звуки сердца автора. Поэт в стихах выражает то, что его занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит , то, на что откликнулось его сердце.
В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации.
Выражая глубоко личные, индивидуальные, чувства и мысли, настоящий поэт создает в то же время произведение общечеловеческого содержания: переданное им посредством художественных образов переживание созвучно эмоциональному опыту многих людей. Сила художественного обобщения такова, что изображенное чувство кажется тебе знакомым, как будто это написано о тебе, о тайных движениях твоей души, о волнениях твоего сердца.
Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие сбытий) в лирике по сути нет. Иногда говорят о лирическом сюжете, имея ввиду развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина Отчего ты печально, вечернее небо... герой находится на берегу моря и наблюдает, как закат угасает. Вечернее небо и море - безмолвные собеседники героя. Он думает о мире как едином целом, о быстротечности времени, хрупкости человеческой жизни:
Отчего ты печально, вечернее небо?
Оттого ли, что жаль мне земли,
Что туманно синеет безбрежное море,
И скрывается солнце вдали?
Отчего ты прекрасно, вечернее небо?
Оттого ль, что далеко земля,
Что с прощальною грустью закат угасает
На косых парусах корабля
И шумят тихим шумом вечерние волны
И баюкают песней своей
Одинокое сердце и грустные думы
В беспредельном просторе морей?
В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя.
Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Ты слышишь его голос, понимаешь его состояние, даже можешь догадываться о чертах его характера. Но ты никогда не знаешь, как он выглядит, что было до события-переживания, что будет после...
Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи свих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь часть автора, грань его сознания, средство выражения авторского я.
Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Так стихотворение И.А.Бунина построено как перечень вопросов, остающихся бз ответа: небо и море не умеют говорить на языке людей, да и не им задает вопросы лирический герой, а себе самому. Тревожное состояние героя, грусть и ощущение одиночества выражены в безответности. Мотив одиночества отражен и в эпитетах: печально безбрежное море, одинокое сердце, грустные думы; и в метафорах: прощальною грустью закат угасает На косых парусах корабля. Олицетворение явлений природы: солнца, моря, неба, волн - делает картину живой, подвижной. Последняя строка каждого четверостишия чуть короче других. Ты подчиняешься плавному ритму волн, набегающих на берег. Прилив - отлив... Прилив - отлив... Если ты чуткий читатель, то обязательно услышишь мягкий шорох волн: И шумят тихим шумом вечерние волны И баюкают песней своей... Какие звуки повторяются в этих строках?
Содержание работы
Введение3
1. Лирика как род литературы. Основные признаки.4
2. История возникновения лирики.8
3. Характеристика лирических жанров..12
Заключение.19
Список литературы..20
Использованная литература
- А. Веселовский. Историческая поэтика. Л., 1940 г.
- Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.
- Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
- Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
- Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.
- Поспелов Г.Н. Лирика. М.: 1976 г.
- Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
- Скрипов Г.С. О русском стихосложении. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1979.
- 9 Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.