Теории и причины возникновения Киевской Руси.
Реферат по предмету:
"История"
Название работы:
"Теории и причины возникновения Киевской Руси."
Автор работы: Ольга
Страниц: 13 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Процесс образования древнерусского государства, Киевской Руси, до сих пор остаётся одним из самых дискуссионных в отечественной истории. Нет единого мнения о причинах возникновения Киевской Руси, о происхождении первых её правителей, о происхождении термина «Русь», о социально-политическом устройстве государства славян.
Цель данной работы попытка обобщить все существующие теории, концепции и взгляды о происхождении восточнославянского государства. Для этого поставлены следующие задачи:
сформулировать наиболее известные теории происхождения славянской государственности;
объяснить причины возникновения Киевской Руси;
показать этапы формирования государства;
раскрыть особенности экономического, политического и социального устройства древнерусского государства.
В настоящей работе использованы работы Л.И. Семенниковой, И.Н. Кузьмина, Н.И. Павленко и других учёных.
1. Теории и причины возникновения Киевской Руси
Проблема происхождения русской государственности и самих названий «Русь», «Русская земля», «русский» - одна из самых древних и наиболее дискуссионных в отечественной исторической литературе [1, 26]. Первым предпринял попытку осмыслить этот вопрос Нестор в «Повести временных лет». В ней он сформулировал две версии происхождения славянского государства и попытался их совместить:
варяжская (новгородская) издавна в земли новгородцев приходили варяги из-за моря и брали с них дань [1,26]. В 859 году новгородцы восстали и прогнали варягов, стали сами «владеть землёй» и ставить города. Но вскоре между ними начались усобицы. Собравшись на совет, новгородцы решили искать себе князя и послали «к варягам, к руси» сказать: «Земля наша велика и обильна, да наряда (порядка) в ней нет. Да, пойдите княжить и володеть нами». Пришли три брата-варяга с дружинами. Старший брат Рюрик стал княжить в Новгороде с 862 года, средний брат Синеус на Белозере, младший брат Трувор в Изборске. Вскоре братья Рюрика умерли, а он сделался единодержавным князем на Севере.
славянская (киевская) государство возникло на земле полян в VI веке, где в доваряжский период проживали три брата: Кий, Хорив и Щек родом из славян. Старший брат, Кий, был основателем Киева и родоначальником славянской династии, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян [1, 27].
Это летописное сказание разделило историков на два лагеря: норманистов и антинорманистов.
Авторами норманской теории были приглашённые в XVIII веке немецкие учёные члены Российской Академии наук Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер. Суть их теории: создание Русского государства стало возможным только при участии варягов, т.е. представителей германских племён. Цель теории: доказать неспособность восточных славян, а следовательно, и русской нации к самостоятельному историческому творчеству; обосновать утверждение о том, что славянами должны управлять более способные в государственном строительстве нации, в частности, немцы. В основе их теории лежала легенда из «Повести временных лет» о призвании северными племенами (восточнославянскими и угро-финскими) в качестве князя Рюрика, который и стал основателем древнерусского государства. Точку зрения скандинавского происхождения династии киевских князей разделяли Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский [2,241].
С.Ф. Платонов на основе анализа различных источников пришёл к выводу, что варягами греческие, арабские и византийские авторы называли наёмные дружины норманнского происхождения. На Руси варяги выступали в качестве воинов-наёмников, купцов, посланцев славянских князей. Таким образом, варяги это норманны, жившие по берегам Балтийского моря. Норманнов принято отождествлять со скандинавами.
Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Он отрицал варяжское происхождение древнерусского государства, этноним «Русь» связывал с рекой Рось на юге. Опираясь на «Сказания о князьях Владимирских», он доказывал, что Рюрик был славянином родом из Пруссии, а так как руссы, по его мнению, были славянами, то и пруссы также являлись славянами. Ломоносов стал основоположником антинорманистского направления. Его гипотезу развивали в XIX веке историки Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский и др.
Критики норманнской теории, как и её сторонники, в последующие годы стали различать два аспекта этой проблемы: причины образования древнерусского государства и этническое происхождение династии киевских князей.
В советский период истории версия о призвании варягов вообще отвергалась, а значит, отвергалась и их роль в образовании Киевской Руси. В зарубежной литературе и сегодня преобладает норманистский взгляд на образование древнерусского государства у восточных славян.
Для выработки окончательного решения по вопросу о роли варягов в образовании русской государственности нельзя не опереться на выводы С.Ф. Платонова. В своей работе «Лекции по русской истории» он говорит о том, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта славян, не принесли чуждого влияния, а наоборот, сами пришельцы и их дружины подверглись быстрой славянизации. Ещё более определённо на сей счёт высказались авторы сборника «Наше отечество. Опыт политической истории». Они утверждают, что призвать на княжение можно в том случае, если есть где княжить, т.е. имеются хотя бы полугосударственные образования.
Современные историки, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам [2,242]:
процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам;
варяги ускорили этот процесс, сыграв роль катализатора;
Рюрик реальная историческая личность, положившая начало первой правящей российской династии;
этноним «Русь» северного происхождения (является, скорее всего, собирательным именем, под которым скрывалась этносоциальная группа, состоящая из представителей разных народов, занимающаяся морским разбоем, торговлей и представляющая собой дружину князя) от финского ruotsi «гребцы» [1,36].
Сегодня в исторической литературе существуют и другие теории, объясняющие происхождение государства:
теократическая теория божественного происхождения, согласно которой государство даётся человеку Богом;
патриархальная государство возникает как система отношений в разросшейся семье;
договорная переход общества к государственному образованию достигается путём заключения договора, с помощью которого люди объединяются в государство и подчиняются ими же установленной власти, её назначение регламентация отношений в этом обществе и самого общества с окружающим миром. Своеобразным вариантом договорной теории была норманнская теория;
марксистская государство появилось с разделением труда, частной собственности и классов. Оно является орудием господствующего класса для сохранения своей власти.
Таким образом, возникновение государства закономерный результат развития общества.
Древнерусское государство, Киевская Русь первое крупное и устойчивое объединение восточных славян. Оно сложилось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, охватывающих эономическую, социальную, политическую и духовную жизнь славян [1, 38].
Социально-экономические факторы:
рост производительности труда;
развитие земледелия;
переход к трёхполью (озимые, яровые, пар);
углубление разделения труда;
развитие промыслов, ремесла, обмена и внешней торговли (обеспечило появление избыточного продукта и создало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки).
Социально-политические факторы:
переход к соседской общине;
складывание межплеменных союзов;
усиление власти князя и дружины;
рост имущественной и социальной дифференциации.
Внешнеполитические факторы:
защита от набегов соседей (хазар, норманнов);
необходимость контролировать торговые пути;
сбор дани с покорённых территории;
взаимодействие с более развитыми цивилизациями.
Аналоги империя Каролингов, Болгария, Венгрия, Польша.
2. Развитие Киевской Руси
В истории Киевской Руси академик Б.А. Рыбаков выделил следующие этапы:
800-882 гг. начальный этап объединения восточнославянских племён, оформление территориальных межплеменных союзов (наиболее крупные поляне с центром в Киеве и словене с центром в Новгороде). Объединение межплеменных союзов Олегом в 882 году привело к образованию Киевской Руси с центром в Киеве.
882-912 гг. этап укрепления Киевской Руси. Задача князей на этом этапе объединение восточнославянских племён под властью Киева, защита границ от нападения степных кочевников, приобретение новых заморских рынков для русской торговли, охрана торговых путей.
912-1054 гг. расцвет раннефеодальной монархии, подъём производительных сил, оформление единой территории государства за счёт включения в него всех восточнославянских племён, принятие христианства, оформление первого свода законов «Правда Ярослава». Политические деятели этого периода Игорь (912-945 гг.), Ольга (945-957 гг.), Святослав (957-972 гг.), Владимир (980-1015 гг.), Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.).
1054-1093 гг. начало распада государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление княжеской усобицы, развитие феодальных отношений, рост народных восстаний, новый свод законов «Русская правда».
1093-1132 гг. усиление феодальной монархии, борьба с полоцами и ликвидация половецкой угрозы, совершенствование правовых и политических отношений, новое законодательство «Устав Владимира Мономаха». Политические деятели этого периода Владимир Мономах (1113-1125 гг.) и Мстислав Великий (1125-1132 гг.).
Следует заметить, что в отличие от других стран (и западных, и восточных), процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты [4,65]:
1. Возникновение государства у восточных славян было вызвано внутренними причинами, а не результатом внешней экспансии варваров;
Содержание работы
Введение 3
1. Теории и причины возникновения Киевской Руси 4
2. Развитие Кировской Руси 7
3. Экономика Киевской Руси 8
4. Социальная структура Киевской Руси 10
Заключение 11
Список литературы: 13
Использованная литература
- :
- Блохин В.Ф. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник. Смоленск, Брянск: Русич-Курсив. 1999.
- Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до конца ХХ века: Учебное пособие. М., Право и закон. 2003.
- Заорская И.Ю., Зотова М.В., Демидов А.В. Отечественная история: Учебное пособие для студентов вузов. М., Логос. 2002.
- История России с древнейших времён до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. М., Дрофа. 2000.
- История: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс». 2000.
- Кислицын С.А. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс». 2001.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2003.
- Кузьмин А.Г. Славяне и Русь: Проблемы и идеи: концепции, рождённые трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. М., Флинта: Наука. 1998.
- Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреев И.А. История России: Учебное пособие для вузов. М., ЮНИТИ-ДАНА. 2001.
- Потауров В.А., Тугусова Г.В., Гурина М.Г. История России. М., Академический проект. 2002.
- Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб., Изд-во «Лань». 1997.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. Брянск. Курсив. 2001.
- Шегало Н.Б. История Отечества. М., ТЕИС. 1998.