Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> История --> Литературное наследие Чаадаева П.Я.

Литературное наследие Чаадаева П.Я.

Москва

Курсовая по предмету:
"История"



Название работы:
"Литературное наследие Чаадаева П.Я. "




Автор работы: Юлия
Страниц: 34 шт.



Год:2011

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность исследования. История диссидентства в России еще не написана, но главные его действующие лица от князя Андрея Курбского до академика Андрея Сахарова хорошо известны. В их ряду Петр Яковлевич Чаадаев занимает особое место. Волею судьбы, собственного таланта и жизненных обстоятельств он превратился в знаковую фигуру русской мысли. Его уникальность очевидна, хотя споры об оценке его теоретических идей не прекращаются до сих пор.

Заметим, что не столько сам П.Я. Чаадаев, его жизнь и творчество являются предметом наших размышлений, сколько та идея, представителем которой он был. Спустя более 150 лет спорить с П.Я Чаадаевым бессмысленно, однако, актуальность исследования чаадаевщины, как компонента современного идейного и духовного кризиса российского общества, очевидна.

Сплетение судеб народов и их культур в мировой истории таково, что всех их условно можно поделить на две группы. Первая составлена государствами, определяющими ход общеисторического процесса – субъектами истории. Это те народы, которые в силу своих культурных и геополитических особенностей способны самостоятельно вырабатывать и осуществлять концепции своего развития, вовлекая в сферу своей деятельности ряд других этносов. Те же, в свою очередь, ограниченны в возможностях направлять исторический процесс. Источники прогресса (равно как и причины неудач) субъектов истории, их сила (равно как и их слабость) заключены исключительно в них самих. Иными словами, они являются вершителями своей собственной судьбы. Поступательное или регрессивное движение народов – объектов истории обусловлено их способностью противостоять интересам и воли государств – субъектов истории. В соответствии с подобным взаимоотношениям народов формируются и их типы субъективной самооценки. Самопонимание этносов – субъектов истории непременно характеризуется убеждённостью в том, что источник силы, мудрость, самобытность развития заключены в них самих. В свою очередь этносы – объекты истории видят этот источник не только в себе. Однако здесь имеет место не только лишь прямая зависимость сознания народа от его роли в историческом процессе, но и это сознание имеет определённую (а на переломных этапах и определяющую) роль в исторических судьбах этноса.

Особенность духовной жизни нашего народа, нашего понимания своей истории и своего будущего заключена в том, что наряду с осознанием себя, как субъекта истории, в нашей самооценке присутствует и противоположное суждение, продемонстрировать пагубность которого как для русского, так и для любого другого народа, и есть конечная цель этой статьи.

Как иллюстрацию идеи необходимости самобытного развития нашего государства мы можем вспомнить суждение одного из героев романа Ф.М. Достоевского Ивана Шатова. Он полагал, что достойное существование каждого отдельного народа напрямую зависит от самобытности его комплекса ценностей и миропредставлений, от умения противопоставлять свои интересы и идеи интересам и идеям других народов. Как правило, эта обособленность (в лучшем смысле этого слова, как «самоценность», а не как «самоизоляция») является жизненно важной чертой духовной жизни. И, напротив, отсутствие понимания собственной самоценности «ставит на повестку дня» сам факт существования этноса. «Когда боги становятся общими, - утверждает Шатов, - то умирают боги».

Представителем противоположной исторической традиции и первым ее теоретиком является П.Я. Чаадаев. Будучи наиболее откровенным, по сравнению со своими последователями, он отказывал России в какой-либо интеллектуальной или культурной способности самостоятельного развития, пологая, что решающим и чуть ли не единственным фактором нашего прогресса являлось заимствование. Таким образом, отрицается всякий русский самобытный исторический опыт и вся Российская история объявляется вредоносной, а в лучшем случае позорной. Идеологической и психологической основой и одновременно выводом таких рассуждений о самих себе является «комплекс» национальной ущербности и отсутствия самоуважения.

Объект исследования – интерпретация философско-идейных концепций П.Я. Чаадаева.

Предмет исследования – литературное наследие П.Я. Чаадаева.

Цель нашего исследования заключается в попытке концептуального анализа литературного наследия П.Я. Чаадаева. На реализацию обозначенной цели направлено решение следующих задач:

1. Исследовать вопросы противопоставления культур и русской идентичности в творчестве П.Я. Чаадаева;

2. Прояснить концепцию первого философического письма в русле пушкинско-чаадаевской полемики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Противопоставление культур и поиски русской идентичности в творчестве Петра Чаадаева………………………………………………………………………………….6

1.1 Основные вехи биографии П. Чаадаева……………………………………………6

1.2 П. Чаадаев об особенностях европейской культуры……………………………..8

1.3 Диссидентская идентичность в «Философических письмах» и «Апологии сумасшедшего»…………………………………………………………….………..12

Глава 2. Концепция первого философического письма в русле пушкинско-чаадаевской полемики…………………………………………………………………………………17

2.1 Споры вокруг философско-исторической теории П.Я. Чаадаева………………...17

2.2 А.С. Пушкин как оппонент П.Я. Чаадаева…………………………………………20

Заключение…………………………………………………………….…………………32

Литература………………………………………………………………………………..34

Использованная литература

  1. Бакунин, М.А. Избранные философские сочинения и письма. - М., 1987. – 392 с.
  2. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: В 13т. - Т. 3. - М., 1953. – 659 с.
  3. Вяземский, П. А. Записные книжки (1813—1848). - М. 1963. – 405 с.
  4. Вяземский, П. А. Полн. собр. соч.: В 12 т. - Т. 2. - М., 2009. – 399 с.
  5. Герцен, А.И. Собр. соч.: В 30 т. - Т. 9. - 1986. – 308 с.
  6. Григорьев, А.А. Эстетика и критика. - М., 1980. – 580 с.
  7. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2т. - Т. 1/ Сост. В.В. Кунин. - М., 1986. – 415 с.
  8. Макаровская, Г.В. «Философические письма» Чаадаева в оценке Пушкина // Освободительное движение в России. Межвузовский научный сборник. Выпуск 11. - Саратов, 2003. - С. 23 – 28.
  9. Ненашев, М.И. П. Чаадаев и Э. Гуссерль об особенностях европейской культуры // Философия, культура, жизнь. Вып. 2. Мин. просв. Украины. - Днепропетровск, 1998. – С. 16 – 19.
  10. Некосов, Ж.Д. Философические письма П. Чаадаева. – Волгоград: «Перемена», 1999. – 178 с.
  11. Письма П.В. Киреевского к Н.М. Языкову. - М.; Л. 1975. – 220 с.
  12. Пугачев, В.В. Пушкин и Чаадаев// Искусство слова. - М., 1973. – 299 с.
  13. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. - Т.16. - М., 1999. – 633 с.
  14. Розанов, В.В. Литературные изгнанники. - Т. 1. - СПб., 2003. – 411 с.
  15. Стасов, В.В. Петр Яковлевич Чаадаев. Биографический очерк. – М., 1995. – 501 с.
  16. Феоктистов, Г.Г. П. Чаадаев: время и история // Русская философия: новые исследования и материалы. - СПб., 2001. – 467 с.
  17. Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. - Т.1. - М., 1991. – 638 с.
  18. Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. - Т.2. - М., 1991. – 619 с.
  19. Чаадаев, П.Я. Статьи и письма. М., 1989. - 599 с.
  20. Щеглова, Л.В. Судьбы российского самопознания: П.Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь: Монография. – Волгоград: «Перемена», 2000. – 314 с.
  21. Языков, Н.М. Стихотворения и поэмы. - Л. 1988. – 399 с.
  22. Электронные источники:
  23. Буланов, А.Н. К Чаадаеву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yak15.narod.ru/chaadpy1.html (дата обращения: 08.10.2010). - Загл. с экрана.
  24. Емельянов, Б.В. Диссидентская идентичность. Опыт Петра Чаадаева [Электронный ресурс] // Дискурс-ПМ. – Режим доступа: http://discourse-pm.ur.ru/avtor5/emelianov.php (дата обращения: 08.10.2010). - Загл. с экрана.
  25. Жуков, Д.С. Чаадаевщина без Чаадаева: идея, не покрытая пылью [Электронный ресурс] // HOME PAGE ЖУКОВ & ЛЯМИН. – Режим доступа: http://www.ineternum.ru/ineternum/esse/chaad.htm (дата обращения: 11.10.10). – Загл. с экрана.
  26. Каменский, З.А. П. Я. Чаадаев как критик славянофильства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kph.npu.edu.ua/!e-book/clasik/data/kamensky/slavian/06.htm (дата обращения: 09.10.2010). - Загл. с экрана.
  27. Сапов, В. Дело о запрещении журнала \'Телескоп\'... (Новые документы о П. Я. Чаадаеве) [Электронный ресурс] // Биб-ка Якова Кротова. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/19/2/1836teleskop.htm (дата обращения: 10.10.10.) - Загл. с экрана.
  28. Философская концепция Чаадаева [Электронный ресурс] // и русский язык. –Режим доступа: http://allstude.ru/Literatura_i_russkiiy_yazyk/Filosofskaya_koncepciya_CHaadaeva.html (дата обращения: 10.10.10). - Загл. с экрана.
  29. Храмов, А. Основная идея философии П. Чаадаева [Электронный ресурс] // Причал. – Режим доступа: http://www.priestt.com/article/rel/shh/shh_105.html (дата обращения: 11.10.2010). - Загл. с экрана.
  30. Шестун, Е. Православная педагогика [Электронный ресурс] // BooksShare.net. – Режим доступа: http://www.booksshare.net/index.php?id1 (дата обращения: 10.10.10) – Загл. с экрана.


Другие похожие работы