Классическое российское западничество
Реферат по предмету:
"История"
Название работы:
"Классическое российское западничество "
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Западничество - течение русской мысли 1840 гг., противоположное славянофильству. Западники (В. Белинский, Т. Грановский, А. Герцен, К. Кавелин, В. Боткин и др.) выступали за преодоление отсталости России, выражавшейся в реликтах патриархального общественно-экономического и нравственного уклада, и отстаивали необходимость развития страны в направлении, избранном Западом в результате трансформации, связанной с эпохой Возрождения и, в особенности, Просвещения. Создателем первой историософской евроцентрической концепции был П. Чаадаев. Она носила консервативный характер — вдохновлявшим идеалом была в ней средневековая христианская Европа, что не могло удовлетворить западников 1840 гг., следовавших либеральной и рационалистической традиции XVIII в. Когда в 1839 г. славянофилы приняли чаадаевскую иерархию ценностей (отвергая пессимистический взгляд на прошлое России), западники выступили с ее публичной критикой (1841).
Целью работы является анализ классического российского западничества с точки зрения И.Д.Олейникова.
Исходя из цели определен ряд задач:
- анализ монографии И.Д.Олейникова;
- изучение историографии темы;
В основу западничества лег гегелевский историзм. Объективизм и панлогизм Гегеля большинство западников, однако, отвергало, ставя в центр мироздания человеческое «я». Для западников история стала синонимом прогресса, а ее конечной целью признавалось создание таких общественных отношений, которые обеспечат личности полную свободу, благосостояние и гармоническое развитие. Рассуждая в духе левогегельянской философии деяния, они считали движущей силой истории не народные массы, «коснеющие под тяжестью исторических и естественных определений» (Т. Грановский), а освободившуюся от их власти личность. Исторический прогресс связывался, таким образом, с гуманизацией индивидуального сознания и общественных отношений, но суть гуманности заключалась в цивилизованности и осознанности, что означало высокую степень разрыва с миром неочеловеченной природы и примитивной гармонии патриархальных сообщностей. Славянофильскому идеалу спасения в мире благодати западничество противопоставило веру в творческие возможности разума, способного обеспечить господство мыслящего индивида над необузданными силами природы и истории.
Содержание работы
Содержание:
Введение ………………………………………………………………….. 3
Классическое российское западничество ……………………………… 5
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы ………………………………………………………17
Использованная литература
- Алексеев Н.Н. Русское западничество// Алексеев Н.Н.
- Русский народ и государство. М., 1998. С. 131–133.
- Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь» М., 1989. С.
- 200-201.
- Олейников Д.И. Классическое российское западничество… С.
- Сахаров А. Н. в предисловии к современному
- академическому изданию «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Т. 1. М., 1989. С. б-7.
- Цимбаев Н.И. История России XIX-начала ХХ вв. Ростов н/Д,
- 448 с.
- http://www.sps.ru/?id=204000