Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> История --> Отечественная историография крестовых походов

Отечественная историография крестовых походов

ТГПУ

Дипломная по предмету:
"История"



Название работы:
"Отечественная историография крестовых походов"




Автор работы: Михаил
Страниц: 53 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вот уже около семи веков крестоносная эпопея, словно магнит, при¬тягивает интерес знатоков-специалистов и громадной чита¬тельской аудитории. Подобно костру, когда в него подбросят сухой хворост, интерес этот то разгорался и вспыхивал ярким пламенем, то, в более спокойные периоды, снижался до уме¬ренного уровня, но никогда не угасал полностью. Крестовые походы превратились в вечную тему исторической науки. В ней нет ни одного мало-мальски крупного направления, которое бы обошло стороной эти войны, не вынеся им свой приговор, обвинительный или оправдательный, и не внеся свою лепту в их понимание. Многие выдающиеся умы стара¬лись разобраться в религиозно-политическом конфликте ка-толической Европы с мусульманско-православным Востоком. Среди крупных мыслителей, высказывавшихся по этому по¬воду, встречаются великие просветители Вольтера и Гердера, знаменитого философа-идеалиста Гегеля, русских рево¬люционных демократов Белинского и Чернышевского.

Что касается представителей собственно ученого цеха ис¬ториков, то у них профессиональный интерес к крестоносной проблематике удерживался непрестанно и сохранился до на¬ших дней. Может показаться в некотором роде наваждением или курьезом, что в наш век освоения космоса и персональнх компьтеров образованнейшие медиевисты, располагая тьмой тончайших знаний и владея изощреннейшими методами исследования, которые выработа¬ла историческая наука, с непонятной на первый взгляд стра¬стью погружаются в изучение какого-нибудь чуда св. копья, будто бы случившегося в Антиохии летом 1098 г., когда этот город был завоеван крестоносцами! Антиохийскому чуду (и подобным ему) посвящаются целые трактаты; известия со-временников тщательнейше сопоставляются и классифициру¬ются в поисках ответа на вопрос: было ли чудо или находка св. копья — искусно разыгранная инсценировка? Со всей уче¬ной дотошностью опрашивая безгласных, но красноречивых свидетелей старины — пергаменные рукописи, ищут ныне от¬вета и на сотни иных, куда более важных вопросов истории крестовых походов, еще ждущих своего решения.

В эти поиски помимо историков включились археологи и нумизматы, филологи и историки права, знатоки печатей и средневековой архитектуры. Интерес крестовым походам не знает мировых границ, ученые разных стран стараются обьяснить это явление.

Поток научной литературы по истории крестовых походов с каждым годом становится насыщеннее. Издаются никогда ранее не печатавшиеся источники; переиздаются тексты, уже опубликованные; их переводят (целиком и в отрывках) на современные европейские языки (в частности, арабские ис¬точники), комментируют и изучают до мельчайших подроб¬ностей. Выходят в свет сотни специальных статей по частным вопросам и десятки солидных монографий.

Не¬сомненно, настало время пересмотреть сумму фактов, пу¬щенных с течением времени в научный оборот (нередко пере¬ходящих из книги в книгу вопреки результатам критических исследований), и, что особенно существенно, разобраться в самих оценках событий далекого прошлого. Речь идет о том, чтобы выявить идейное содержание многочисленных исследо¬ваний, проверить истолкование истории крестовых походов, предлагаемое учеными различных направлений, определить социально-политические корни установившихся взглядов, их обоснованность и значение, а тем самым — право на сущест¬вование. Слишком уж велик собранный материал, и хотя бы поэтому необходимо уяснить его надежность, отграничить то,, что в нем может быть без колебаний отнесено к прочным за¬воеваниям ученой пытливости, от того, что «подлежит отсе¬ву» или «доработке».

Однако причины, заставляющие произвести подобный от¬бор, не сводятся только к необходимости овладения огром¬ным материалом фактов и идей, который уже вследствие своего обилия нуждается в упорядочении и систематизации. Имеются и другие серьезные мотивы, скрытые в более глубо¬ко лежащих пластах наших исторических знаний, в особен¬ностях их накопления, совершенствования, переоценок, изме¬нения.

Источниковая база исследования. Важнейшими источниками для воссоздания истории походов западноевропейского рыцарства на Восток служат латинские хроники авторы которых являлись современниками а часто и участниками описываемых событий. Имена некоторый остались нам неизвестны (анонимность – типичная черта литературного и художественного творчества средневековой эпохи). Так «деяние франков и прочих иерусалимцев» написал очевидно итало-норманский рыцарь служивший в начале у князя Боэмунда Тарентского. Среди свидетельств о первом крестовом походе хроника Анонима выделяется тем, что принадлежит перу светского автора. Ее отличает также полнота и достоверность сведений о событиях 1097-1099 гг. Хотя анонимный автор был видимо человеком малообразованным, он предстает в своем сочинении человеком ясного ума, наблюдательным и достаточно точным в изображении батальных сцен и быта крестоносцев.

Еще одним важным свидетельством о первом крестовом походе является «Иерусалимская хроника» французского клирика Фульхерия Шартрского. Как и многие средневековые хронисты, Фульхерий считал важным подчеркнуть достоверность сообщаемых им сведений: «Все это я, Фульхерий Шартрский, отправившийся вместе с остальными пилигримами, тщательно и заботливо собрал позже, как я видел своими глазами, чтобы передать памяти потомства». Действительно, благодаря сочинению Фульхерия, мы располагаем любопытными и достаточно точными данными как о самом крестовом походе, так и о возникших на Востоке государствах крестоносцев.

В отличие от названных выше авторов многие хронисты брали материал из «вторых рук». Подобные компиляции сообщают крайне мало фактов, неизвестных нам по другим источникам. Но эти сочинения бывают интересны с историософской и литературной точек зрения. Такова, например, «История, называемая деяния бога через франков». Ее написал, вероятно аббат Гвиберт Ножанский. У его произведения две важные черты. Во-первых, подчеркивается, что поход европейских рыцарей на Восток явился осуществлением божьего предначертания. Во-вторых, Гвиберт недвусмысленно дает понять, что исполнителями замыслов всевышнего были избраны именно франки, а не какой-либо иной народ……….(см.фото)

Научная разработанность темы. Как ни длинен путь изучения истории крестоносных войн, все же и по сей день они во многом остаются загадкой. От¬дельные события этого международного конфликта при более или менее углубленном рассмотрении оказываются почти во¬все не изученными или изученными недостаточно а их трактовка сплошь да рядом вызывает разноречивые суждения. В предыстории и в самой истории крестовых походов встречаются «белые» и «серые» пятна и пятнышки. Для их ликвидации недостаточно сызнова штудировать хроники, договоры, законы и письма крестонос¬цев. Необходимо, следовательно, подведение ; итогов, притом в конечном счете фронтальное.

Потребность в суммировании результатов изучения исто¬рии крестовых походов возникает не впервые в наши дни: она неоднократно обнаруживалась и раньше. Это происходило тогда, когда накапливавшийся материал и противоречивые выводы исследований диктовали необходимость их критиче¬ского суммарного обобщения и сведения воедино, нужного для постановки новых задач и определения дальнейших пу-тей исследовательской работы.

Так, например, было в конце XIX — начале XX в.: пере¬смотр источников, начатый еще Г. Зибелем (в 40-х годах XIX в.), и развернувшееся во второй половине столетия тща¬тельное изучение истории крестовых походов потребовали спустя несколько десятков лет и соответствующих подытожи¬вающих историографических исследований. В 1882 г. был напечатан обзор Ф. Я. Фортинского — едва ли не самая ран¬няя специальная историографическая работа в историографии крестовых походов. Несколь-ко позднее, но в рамках того же исторического периода, пред¬шествовавшего первой мировой войне, когда крестовые походы привлекли к себе усиленное внимание медиевистов, с историографическими статьями выступили вна¬чале Э. Герланд, суммировавший итоги исследовательских усилий в области изучения истории Четвертого крестового похода, а затем Г. Шнюрер, рассмотревший новейшие для его времени труды по крестовым походам в целом. К это¬му же времени относятся и первые опыты постановки исто¬риографических проблем в специальных курсах, читавшихся в высших учебных заведениях, например А. Н. Ясинским (в Юрьевском университете) и Д. Н. Егоровым (в Московском коммерческом институте).

Следующий этап в развитии историографии крестовых по¬ходов— 20-е и особенно 30-е годы XX в. В это время исследователи проявляют значительный интерес глав¬ным образом к вопросам формирования, сущности и упадка крестоносной идеологии, а также взаимоотношений кресто¬носцев с мусульманским и византийским Востоком. Специ-альная историческая литература в период между первой и второй мировыми войнами пополнилась капитальными тру¬дами ряда западноевропейских (Ф. Шаландон, Л. Брейе, К. Эрдманн, Р. Груссэ, П. Трооп и мн. др.) и впервые ак¬тивизировавшихся на этом поприще в широком масштабе американских историков (Дж. Л. Ламонт, Д. К. Мэнро, М. У. Болдуин, Г. Беллок и др.). В исследованиях этих ав¬торов были подняты новые проблемы (в частности, интенсивно изучались наряду с крестоносной идеологией деятельность папства в области организации священных войн, их диплома¬тическая предыстория, общественно-политический строй госу¬дарств крестоносцев); стали разрабатываться сравнительно слабо известные ранее источники (в особенности законода¬тельные памятники Латинского Востока).

Из сказанного явствует, что построение солидной историо¬графии крестовых походов означало бы не только решение самостоятельной научной задачи, выдвигаемой на повестку дня нынешней стадией исследования, но и позволило бы нанести основательный удар фальсификаторам истории, объ¬яснив исторически воззрения предыдущих эпох и генетически связанные с ними многочисленными нитями современные кон¬цепции.

Объектом исследования являются эпоха крестовых походов,

Предметом исследования являются исторические труды отечественных ученых, освящающие крестовые походы.

Методологическую основу работы составляет комплексный подход к изучению литературно-исторического наследия, ориентированный на сочетание нескольких методов исторического анализа: историко-типологического, культурно-контекстуального, структурно-семиотического. Методологической базой работы является понимание истории, основывающееся на позициях модернизационного подхода, системного, комплексного и сравнительного, исторического методов в проведении исследования.

Целью моей работы является выявление основных этапов развития изучения крестоносной тематики, систематизировать имеющиеся данные в хронологически последовательную историю становления историографии крестовых походов, выявив приоритетные проблемы и направления исследований в отечественной и зарубежной исторической науке.

Задачи работы:

1. Рассмотреть основные тенденции древнерусской историографии.

2. Рассмотреть основные тенденции отечественной историографии XIX века

3. Рассмотреть основные тенденции отечественной историографии XX века

Содержание работы

Введение

Глава 1 Древнерусские авторы о крестовых походах

Глава 2 Отечественная историография крестовых походов XIXв

Глава 3. Отечественная историография в XX веке.

Заключение

Приложение

Источники и литература

Примечания

Использованная литература

  1. Роберт Реймсский Иерусалимская история. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов. М., 1966 г
  2. Фульхерий Шартрский Иерусалимская история. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М, 1966 г
  3. Деяния франков и прочих иерусалимцев . анонимная итало-норманская хроника. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М., 1966 г
  4. Гвиберт Ножанский История, называемая деяния Бога через франков. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М., 1966 г
  5. Усама ибн Мункыза Книга назидания. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М.,1966 г
  6. Альберт Аахенский Иерусалимская история. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М.,1966 г
  7. Анна Комнина Алексиада ./ Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М ., 1966 г
  8. Матфея Эдесского Хронография. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М ., 1966 г
  9. Раймунд Ажильского История франков, которые взяли Иерусалим./ Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М .,1966 г
  10. Ибн ал-Асир Полный свод всеобщей истории. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М .,1966 г
  11. Ибн ал-Каланиси История Дамаска. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М .,1966 г
  12. Рауль Каннский Деяния Танкреда. / Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов .М .,1966 г
  13. Алпатов М. А., Из истории русской медиевистики, // В И, 1960, № 9.
  14. Библиотека Флорентия Павленкова. Биографические повествования. - Челябинск, 1999
  15. Белинский В. Г., Краткая история крестовых походов / Полное собрание сочинений, Т. IX, М., 1955г..
  16. Грановский Т. Н., Латинская империя, / Сочинения, т. II, М., 1856.
  17. Гутнова Е. В., Гуманизм и первые шаги буржуазной исторической мысли,// ВИ, 1965, № 2.
  18. Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движение) Петроград, 1918
  19. Е р т о в И. Д., История крестовых походов для освобождения Иерусалима и Святой Земли из рук неверных, выбранная из Всеобщей истории Ивана Ертова, СПб, 1835.
  20. Заборов М. А., Со¬временная буржуазная историография крестовых походов — орудие подготовки захватнических войн,— М., 1953.
  21. Заборов М. А., История крестовых походов в «Докладах» Международ¬ного конгресса историков в Риме,— М., 1957.
  22. Заборов М. А., Визан¬тийская политика папства и начало крестовых походов,— М., 1959.
  23. Заборов М. А., История крестовых походов в трудах западногерманских историков,—М., 1961.
  24. Заборов М. А., Еще одна католическая фальсификация истории крестовых походов,—М., 1963.
  25. Заборов М. А., Крестовые походы в работах русских историков начала XX в.,—М., 1964.
  26. Заборов М. А., Современни¬ки— хронисты и историки крестовых походов,— М, 1965.
  27. Заборов М. А., Вве¬дение в историографию крестовых походов (Латинская хронография XI—XIII вв.), М., 1966.
  28. Заборов М. А., К вопросу о значении известий восточных современников крестовых походов,— М., 1968.
  29. Заборов М. А.,., Известия русских современников о крестовых походах,—М., 1971.
  30. Заборов М.А., «-посредник» в истории русско-западных литературных связей XVIII—XIX вв., М.—Л., 1963.
  31. Заборов М.А., Историография крестовых походов ( XV-XIXвв.),М.,1971
  32. Косминский Е. А., Историо¬графия средних веков, М., 1963.
  33. Куник А. А. Записка об учёных трудах члена-корреспондента Императорской академии наук В. Г. Васильевского. - Спб., 1890
  34. Лебедев А. П. Церковная историография в её главных представителях с IV до XX в.-СПб., 2000
  35. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л. 1955
  36. Лучицкая С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. Спб., 2001
  37. Максимов Ю. Н. Стереотипы представлений о крестовых походах. Курск, 2006
  38. Перну Р. Крестоносцы. М., 2001
  39. Портных В. Л. Образ крестоносцев в событиях первого крестового похода (на материале латинских хроник). Новосибирск, 1997.


Другие похожие работы