Средства и методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста.
Курсовая по предмету:
"Физкультура и спорт"
Название работы:
"Средства и методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста."
Автор работы: Ольга
Страниц: 30 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В России сегодня рождается 28% здоровых и 72 % больных детей [7].
Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 10 % здоровых. Феномен ускоренного физического развития (акселерация) в середине 20 века сменился в 21 веке замедлением физического развития детей (ретардацией), что ведет к снижению физиометрических и функциональных показателей. Так, мальчики в 17 лет имеют мышечную силу в среднем на 15 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки - на 10 кг. К закономерности физического развития современных детей можно отнести и низкорослость, которая наблюдается у 1,5% детей. Антропологи и генетики связывают это с алкоголизмом среди родителей. Высок процент детей аллергиков и астматиков, поскольку молодые матери курят еще до беременности, не говоря уже о неблагополучной экологии. Также одной из причин такого неблагополучия является понижен¬ная двигательная активность, (гиподинамия). Нормой СУТОЧНОЙ двига¬тельной активности школьников 15-17 лет является наличие (20-25%) динамической работы в дневном распорядке, т.е. 4-5 уроков физиче¬ской культуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен доставлять 3100-4000 ккал.
В старших классах можно заниматься любым видом спорта, но этот воз¬раст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, том числе скоростно-силовые способности. Почему именно силу, а не другие физи¬ческие качества? Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снима¬ют стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммуни¬тет.
Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе − это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метабо¬лизма. Все органы начинают работать лучше.
Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.
С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мус¬кулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жи¬ровой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качетв, как сила, быстрота, выносливость.
Рассмотрев актуальность темы, мы ставим перед собой такие цель и задачи.
Цель исследования − изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности старшеклассников.
3. Дать общую характеристику скоростно-силовым особенностям.
4. Изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста.
Объект исследования − скоростно-силовые способности учеников старших классов.
Предмет исследования − средства и методики развития скоростно-силовые способностей.
Глава 1. Анатомо-физиологические осо¬бенности детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст характеризуется достижением самых вы¬соких темпов развития физического потенциала в целом, это пе¬риод полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 6070 %. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психиче¬ской сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобре¬тают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируют¬ся, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Характерен интенсивный рост словых показа¬телей, выносливости и совершенствование координационных спо¬собностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается из¬менением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов фи¬зического совершенствования [10].
Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закреп¬ление мотиваций к повседневному и систематическому физиче¬скому совершенствованию, на формирование гражданской зрело¬сти по отношению к собственному здоровью и физической подго¬товленности, освоение навыков здорового образа жизни. Основ¬ные направления развития физического потенциала человека в этот период − повышение уровня выносливости и силы и дости¬жение высокого уровня координации движений в физических уп¬ражнениях, в том числе и спортивных, а для юношей − и в военно-прикладных.
Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 23 раза в неделю по 1,52 часа.
Обязательной является ежедневная зарядка.
Важное место в физкультурном воспитании должно занять формирование знания о физической культуре и спорте − того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической трениров¬ки, законов биомеханики движений, способов развития и совер¬шенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, а также других сведений, необ¬ходимых для сознательного и предметного управления своей фи¬зической активностью.
Глава 2. Общая характеристика скоростно-силовых способностей
2.1. Понятие о скоростно-силовых способностях
Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц [4]. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.
Мышечная сила это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке);
при ее удлинении (уступающий, т.е. полиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах);
без изменения своей длины (статический, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне
вперед);
при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»).
Первые два режима характерны для динамической, третий для статической, четвертый для статодинамической работы мышц.
В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.
Различают следующие виды силовых способностей: собственно- силовые, и их соединение с другими ДС (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость).
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и
значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое школьником (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
К числу скоростно-силовых способностей относят:
− быстрая сила, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
− взрывная сила − способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).
Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно-силового индекса, который вычисляется по формуле:
J = F max / t max
J скоростно-силовой индекс;
F max максимальное значение силы, показанной в данном
движении;
t max время достижения максимальной силы;
− ускоряющая сила − способнось мышцы к быстроте наращивания
рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще
амортизационную силу − способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановка после ускорения).
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста 5
Глава 2. Общая характеристика скоростно-силовых способностей 7
2.1. Понятие о скоростно-силовых способностях 7
2.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств 9
2.3. Периоды развития скоростно-силовых качеств 14
Глава 3. Средства и особенности методики развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста 16
3.1. Методы физического воспитания 16
3.2. Физическое упражнение − основное средство физического воспитания. 19
3.3. Средства и методика развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников 20
Выводы 25
Список литературы 26
Приложение 1 26
Использованная литература
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. − 193 с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск.: Нар. Асвета, 1978. − 88 с.
- Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры 1986. − № 4. − С. 49-52.
- Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. − Екатеринбург, 2004. − 118с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
- Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. − 192 с.
- Любецкий Н. П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // Научный культурологический журнал.Естествознание. − №14 (159). − 2007−http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2059&level1=main&level2=articles
- Сиротин О.С. Методология и теория спортивных способностей// Теория и практика физической культуры, 2000. − № 4. − С. 60-63.
- Толковый словарь спортивных терминов / Под ред. Ф.П. Суслова., С.М.Вайцеховского М.: Физкультура и спорт, 1993. 352 с.
- Физиология человека // Под ред. Н.В. Зимкина. − М.: Физкультура и спорт, 1970. − 536с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: ACADEMA, 2000. − 480 с.