Исследование самооценки в психологии
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Исследование самооценки в психологии"
Автор работы: Юлия
Страниц: 29 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы определяется рядом причин. Развитие государственности России, построение нового гуманного, демократического общества выдвигает на передний план проблемы, связанные с формированием всесторонне развитой личности, способной адекватно воспринимать изменения в общественной жизни, проявлять сознательную активность, направленную на приведение внутренних резервов в соответствие с внешними условиями. Решение этих проблем с необходимостью привлекает внимание к такому фундаментальному образованию личности как самооценка.
Самооценка определяет взаимоотношения человека с теми, кто его окружает, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем же самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с заданиями разной трудности и с требованиями тех, кто его окружают. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем же препятствует гармоничному развитию.
На сегодняшний день разработаны теоретические положения, определяющие место самооценки в самосознании, делаются попытки определить структуру самооценки, ее возрастную динамику.
В настоящее время изучение самооценки как компонента самосознания и ее связи с личностными чертами представляется наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоретические положения, определяющие место самооценки в структуре самосознания (Чеснокова; Кон; Бороздина; и др.), делаются попытки определить структуру самооценки (Захарова), ее возрастную динамику (Бороздина; Молчанова).
В отечественной психологии большинство исследований, в которых изучалась самооценка, сосредоточена в рамках отдельных возрастных периодов. Самооценка изучалась в связи с определенной ведущей деятельностью, с развитием деятельности общения, саморегуляции, со становлением отдельных личностных и социально-психологических особенностей. В работах, посвященных изучению самооценки, отмечается, что от ее характера во многом зависит развитие личности, ее способность к саморегуляции (Л. И.Божович, М.И.Боришевский, Л. В.Бороздина, И.В.Боязитова, Б.С.Братусь, Л. И.Гаврищак, О. И.Савонько и другие).
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………..3
1 Сущность и особенности самооценки человека…………………………...5
1.1 Понятие самооценки………………………………………………………5
1.2 Виды самооценки и их характеристика………………………………….8
1.3 Факторы, которые влияют на формирование самооценки личности и
условия ее улучшения………………………………………………………..12
Выводы………………………………………………………………………..15
2 Исследование самооценки в психологической науке……………………16
2.1 Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной
психологии……………………………………………………………………16
2.2 Отечественные исследования самооценки……………………………..18
Выводы………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………..25
Приложения…………………………………………………………………...27
Использованная литература
- Бондарь Н.Е.. Бондарь И.В. Самооценка личностной зрелости в юношеском возрасте. // Наука и образование. - 2004. - №3. - С. 15 – 17.
- Бороздина Л.В., Рудова Е.В Соломина Л.В. Самооценка и возраст // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы: Тез. науч. сообщ. совет. Психологов. - М.: Наука, 2003. -68 с.
- Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психол. журнал - 2008.- Т. 13. - №4. - С. 99 - 100 с.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск: Ольвис, 2003. - 100 с.
- Захарова А-В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 2009. -Вып.1. -С. 23-27.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста./ Проблемы формирова-ния личности / Учеб. Пособие для студентов пед. ин. - тов. - М.: Просвещение, 2005. - 175 с.
- Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2008. - 141 с.
- Натаниель Бранден «Мощь самооценки», The Power of Self-Esteem. N. Branden, 1992.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М, 2004. -608 с.
- Оржеховская В.М., Хилько Т.В., Кириленко С.В. Пособие по самовоспитанию. -К.: Лыбидь, 2006. – 314 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М. : Просвещение. 2009. - 287 с.
- Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогичеких учебных заведений – 2-е изд. , стереотип. – М.; Издат. центр «Академия «Высшая школа», 2008. - 468 с.
- Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2004. - С.53-57.
- Психология. Учебник / Под редакц. Ю.Л.Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 426 с.
- Рогов Е. И. Психология человека.- М.; Гуманит. Изд.. Центр ВЛА-ДОС , 2009. - 320 с.
- Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М., 2003 - 656 с.
- Степанов В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 45-50.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 2007.- 117с.