Способности и одаренность
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Способности и одаренность "
Автор работы: Склепович Илона
Страниц: 27 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
В психологическом учении о личности способности и одаренность выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.
Способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность представляет собой синтез определенных свойств личности, образующих ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн называет "общей способностью.
Таким образом, с вопросом о соотношении одаренности и способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотношения общего и специального развития, решение которой имеет важное значение для детской педагогической психологии. В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следует забывать их относительный характер, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренность, а одаренность конкретно проявляется в способностях и развивается в них.
Вопросами одаренности и способностей занимались: Н.С. Лейтес, Р.С. Матюшкин А.М., Дж. Гилфорт, П. Торренс, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Э.Де Боно, Дж. Рензулли и др.
Целью данной работы является изучить соотношение способностей и одаренности.
Объект исследования: способности и одаренность человека.
Предмет исследования: соотношение способностей и одаренности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
1. Дать общую характеристику способностей.
2. Раскрыть содержание понятия «одаренность», ее виды.
3. Показать соотношение понятий «способности» и «одаренность».
Содержание работы
Введение...................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы способностей и одаренности в психолого-педагогической литературе
1.1. Общая характеристика способностей.............................................. 5
1.2. Содержание понятия «одаренность».................................................. 12
1.3. Виды одаренности................................................................................ 22
Заключение.................................................................................................. 25
Литература................................................................................................... 26
Использованная литература
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: МПСИ, 2004.-144с.
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994.-60с.
- Богоявленская Д.Б. Одаренность: Рабочая концепция. - М.: Знание, 1998.-102с.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество//Вопросы пси-холо¬гии. – 1990.- №4. –С.5-9.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: 1999. - 336 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб.:Питр Ком, 1999.-252с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
- Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - с. 98-104.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2т.-М.: Просвещение, 1986.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Знание, 1971. – С. 31-108.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2001. – 320 с.
- Лейтес Н.С, Возрастная одаренность и индивидуальные различия.- М.: МПСИ, 2005.- 390с.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1999. - №6.
- Основные современные концепции творчества и одаренности//Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М: Академия, 1997.-434с.
- Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр.- Л: ЛГПИ, 1984.-385с.
- Понамарев Я.А. Психология творчества // Вопр. псих. 1997. № 3. – С. 23-26.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком. 1999. с.720
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 9-20.
- Теплов М. Б. Избранные труды.: В 2-х т., Т.1.-М.: Педагогика, 1970.- 370с.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр.- Свердловск.: СИПИ, 1990.
- Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. – Томск: Книга, 1983. – С. 14-209.
- Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности// Психологический журнал. 1999. Т. 13. № 3. С. 84 – 93.
- Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 121 – 128.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- М.: МПСИ, 2004.- 336с.
- Шадриков В. Д. Способности человека. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -С. 129-178.
- Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Школа здоровья. – 1999.- №1.-С. 26-37.