Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Бессознательное как предмет психологии

Бессознательное как предмет психологии

МГСУ(Москва)

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Бессознательное как предмет психологии"




Автор работы: Валерий
Страниц: 27 шт.



Год:2007

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность работы

Человеческая психика сложна и многообразна. С незапамятных времен люди пытались проникнуть в ее глубины. Изучением потаенного в человеческой природе занимались философы, религиоведы и многие другие.

Первоначально, в психологии, считалось, что у человека есть только сознание, представляющее собой высшую форму психического отражения действительности, целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире, и что человеку подвластны все его действия. Но как выяснилось в дальнейшем, существуют и другие пласты психики. Сознанию недоступно бессознательное, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы грани между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то нарушилась бы целостностность и адекватность восприятия.

Человек, находящийся в сознании, зачастую не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательно превалирует над сознанием только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т. д.

Бессознательное, в широком понимании это совокупность психиче-ских процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъ-екта. В ряде психологических теорий представляется как особая сфера пси-хического или система процессов, качественно отличных от явлений созна-ния. Понятие «Бессознательное» используется также для характеристики ин-дивидуального и группового поведения, действительной цели и последствия которого не осознаются. Данный термин широко употребляется во многих науках: философии, психологии, психиатрии, психофизиологии, юридиче-ских науках, искусствоведении.

Бессознательное это самая глубокая и значительная область человече-ского разума. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктов, эмоций, воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемое во многом определяет наше повседневное функционирование.

В связи с выше сказанным и обусловлена актуальность нашего исследова-ния. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. К этому можно добавить и особый интерес к сфере бессознательного среди разного рода людей, увлече-ние манипулятивными техниками, широкое их внедрение в рекламную дея-тельность.

Цель работы - анализ и обобщение теоретических воззрений на природу бессознательного.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи ис-следования:

- Проанализировать литературные источники по данному вопросу;

- Рассмотреть историю исследований о бессознательном в зарубежной и отечественной психологии;

- Изучить основные теории о бессознательном: З. Фрейда и К. Г. Юнга;

- Рассмотреть, каким образом используются теории бессознательного в современной психокоррекционной практике.

Предметом исследования является бессознательное.

Структурно, работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, в количестве страниц.

Глава 1. Бессознательное как предмет исследования в зарубеж-ной и отечественной психологии.

Бессознательным, в психологии называется вся совокупность содержа-ния психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует путать с отсутствием осознания вследствие нежела-ния индивида разобраться в себе . Следует сказать, что бессознательное (под-сознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспомина-ния), чье содержание может быть легко осознано. Бессознательные процессы не представляется возможным выявить простым усилием воли; а требует ис-пользования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, анализ сно-видений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз.

Основополагающая идея о бессознательном, восходящая к учению Пла-тона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась первостепенной вплоть до нового времени. Другой характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Декарт утверждал тождество сознательного и психического, что и послужило источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиолгическая, но не психическая, деятельность мозга.

Впервые концепция бессознательного была четко сформулирована Г. Лейбницем, в представлениях которого оно трактовалось как низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (вос-приятий).

Д. Гартли (Англия) рассматривал бессознательное с позиции материа-лизма в связи с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая фи-лософия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного.

И. Кант находит связь с интуицией, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). В видении поэтов-романтиков и тео-ретиков романтизма бессознательное является глубинным источником твор-чества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шо-пенгауэр, последователем которого выступил Э. Гартман, возведший бессоз-нательное в ранг универсального принципа, основы жизни и мироздания.

19 век можно считать началом психологического изучения Б. (И. Ф. Гер-барт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс Германия). Гербарт (1824)считал, что несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём наибо-лее слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих свойств.

Роль бессознательного в развитии психических нарушений была проде-монстрирована в трудах психологов и психиатров. Так, Ж.Шарко представил, что возникший в результате травмы невроз является результатом не пораже-ния нервной ткани, а бессознательных воспоминаний о перенесенной травме. П.Жане приурочил понятие «бессознательных идей фикс» к анализу истерии и пришел к выводу, что травматические представления, даже и отделенные от сознания, проявляются в форме истерического синдрома. Он сообщил об излечении нескольких больных истерией с помощью гипноза, изначально примененного с целью обнаружения первоначальной травмы и вторичного переживания ее пациентом. Й.Брейер производил лечение больной истерией путем введения ее в гипнотическое состояние с дальнейшим разъяснением обстоятельств, связанных с ее трудностями. И когда ситуация травмы оказа-лась раскрытой, симптомы истерии исчезли.

Фрейд заменил гипноз особыми методиками свободных асоциаций и толкования сновидений. Он считал, что содержания бессознательного не только сами уходят, но и «вытесняются» из сознания. Невроз выражает собой конфликт между вытесняющими силами и вытесняемым материалом, и этот конфликт вызывает сопротивление, с чем и сталкивается психоаналитик, ко-гда пытается раскрыть вытесненный материал.

Ученик же Фрейда, А. Адлер утверждал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполно-ценности, возникающее в детстве, в период наиболее сильной зависимости ребенка от родителей, от окружения.

Для Юнга, бессознательное это независимая часть психики, обладаю-щая собственной динамикой и дополняющая ее сознательную часть. Сущест-вуют индивидуальное и коллективное бессознательное. Последнее считается вместилищем «архетипов» универсальных символов, заряженных психиче-ской энергией. Юнг предложил новый способ исследования бессознательно-го, тест словесных ассоциаций, спонтанных и направленных, а также свой собственный подход к толкованию сновидений. Целью его терапевтического метода стало воссоединение сознания и бессознательного, и через что, как он считал, человек может достичь полноты раскрытия своей личности.

Основополагающие идеи о бессознательном Фрейда и Юнга предлагают ключ к трактовке не только многочисленных данных, полученных такими науками как психология, психиатрия, этнография и социология, но и к ин-терпретации произведений литературы и искусства. Исследование бессозна-тельного к тому же было обогащено применением экспериментального гип-ноза и проективных психологических тестов.

В неофрейдистских идеях К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством», лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Специальное внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Психика человека неоднородна и имеет качественно различные образования, среди которых могут возникать конфликты: 1) неврозы, личностный дефект, 2) конфликт - возможность разрешения - развитие личности.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась Д. Н. Узнадзе, особенно в связи с его теорией установки. Установка готов-ность организма или субъекта к совершению определенного рода действий или к реагированию в определенном направлении. Речь идет о готовности к предстоящему действию. Узнадзе доказал, что установка неосознаваема (опыты, произведенные под гипнозом).

Содержание работы

Введение.3

Глава 1. Бессознательное как предмет исследования в зарубежной и отечест-венной психологии....5

Глава 2. Основные теории бессознательного..9

2.1. Теория З.Фрейда.....9

2.2. Коллективное бессознательное К.Г.Юнга...14

Глава 3. Использование теории бессознательного в современной психокор-рекционной практике....21

Заключение....24

Список литературы...27

Использованная литература

  1. Бассин. Ф. П., Проблема бессознательного, М., 2000.- 345 с.
  2. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану, Коллоквиум московского круга, 1999. 114 с.
  3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: КСП, 1999. 247 с.
  4. Бочоришвили А. Т., Проблема бессознательного в психологии,. Тб., 1998. 342с
  5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 496 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,2003. 479 с.
  7. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1998. 368 с.
  8. Ждан А.И. История психологии от античности к современности. -М.,1997. 392 с.
  9. История зарубежной психологии. Тесты. Под ред. П.Я. Гальпери¬на, И.А. Ждан. - М., 2004. 422 с.
  10. Куттер П.. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. /Пер. с нем. С. С. Панкова и под общ. ред. В.В. Зеленского/, СПб.: Б.С.К. , 2005. 256 с.
  11. Моллон Ф. Проблемы психоанализа. Бессознательное. М. 2002. 327 c.
  12. Райгородский Д.Я.Психология личности. Т.1,2.Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрар», 1999.
  13. Рубенштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 2003. 354 с.
  14. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. 572 с.
  15. Хрестоматия по общей психологии. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. М.,2000. 439 с.
  16. Фрейд З. Введению в психоанализ. Лекции. М., Наука. 2004. 536 с.
  17. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 2005. 448 с.
  18. Фрейд 3. «Я» и «Оно» в 2 т. Дайджест. Тбилиси. 1998.
  19. Чхартишвили Ш. Н., Проблема бессознательного в советской психологии, Тб., 1999. 357 с.
  20. Юнг К. Архетип и символ. М. 2002. 304 с.
  21. Юнг К. Психология бессознательного. М. 2002. 400 с.
  22. Юнг К. Человек и его символ. М. 1998. 422 с.


Другие похожие работы