Изучение взаимосвязи эмпатии и характеристик темперамента
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Изучение взаимосвязи эмпатии и характеристик темперамента"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Темперамент - базовое природное свойство нервной системы и психики, проявляющийся в поведении устойчивым сочетанием временных и энергетических характеристик.
Темперамент является фундаментальной характеристикой в описании психологической организации человека, стоящий в одном ряду с такими понятиями как «характер» и «личность».
Глобальные изменения общества, несомненно, приводят к изменениям личности и характера, тогда как темперамент меньше зависит от социума и более стабилен. Знания о темпераменте позволяют прогнозировать направления развития психики с раннего детства и строить профилактические и коррекционные мероприятия для предотвращения расстройств поведения.
Классификация четырёх типов темперамента Гиппократа-Галена (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик), получившая нейрофизиологическое обоснование в работах И.П.Палова (1923,1935), нашла широкое применение в психологии и педагогике. Учитывая тот факт, что чистые типы темперамента у людей являются/ скорее исключением, чем правилом, широкое практическое использование этого подхода привело к разочарованию и, более того, к вытеснению самого понятия темперамента из психологической и клинической практики. Данная теория была единственной признанной и доминировала более двух тысяч лет и только в XX веке предприняты попытки иного подхода к темпераменту
(Мясищев В.Н. 1957; Мерлин B.C. 1964, 1973; Теплов Б.М. 1962; Анохин П.К. 1968;НебылицинВ.Д. 1976; Русанов В.М. 1979, 1986, 1993; Колпаков В.Г. 1984, 1987, 1996; Кречмер Э. 1924, 1927; Sheldon W.H., Stevens S.S., Tucker W.B 1940, 1942; Eysenck H.J. 1951, 1956, Thomas A. and et. 1963, 1995, 1996; Persson-Blennow I. 1979, 1980; Strelau J. 1977, 1982; Chess S. 1996; McDevitt S.C. 1995, Carey W.B. 1997). Причём число публикаций постоянно увеличивается.
Ведущий отечественный подход основан на теории И.П.Павлова (1927-1935 ), В.Н. Мясищева (1957-1960) на концепциях Б.М.Теплова (1963), В.СМерлина (1964), В.Д.Небылицына (1966) на идеях П.К.Анохина (1968), получивших своё развитие в исследованиях - В.М.Русалова (1989, 1991, 1997) .
Однако, в медицинской психологии и клинической практике не нашли достаточного отражения современные подходы к темпераменту. Более того, само понятие "темперамент", в отечественной психиатрии и медицинской психологии последних десятилетий, можно отнести к исчезающим.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Изучение взаимосвязи эмпатии и характеристик темперамента
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
1. Обзор и анализ литература
2. Проведение эмпирического исследования по методиам.
Предмет - исследование темперамента и эмпатии в группе людей.
Предмет проблема темперамента и эмпатии в учебном процессе.
Гипотеза - существует взаимосвязь эмоциональных компонентов темперамента с характеристиками эмпатии.
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Темперамент - базовое природное свойство нервной системы и психики, проявляющийся в поведении устойчивым сочетанием временных и энергетических характеристик.
Темперамент является фундаментальной характеристикой в описании психологической организации человека, стоящий в одном ряду с такими понятиями как «характер» и «личность».
Глобальные изменения общества, несомненно, приводят к изменениям личности и характера, тогда как темперамент меньше зависит от социума и более стабилен. Знания о темпераменте позволяют прогнозировать направления развития психики с раннего детства и строить профилактические и коррекционные мероприятия для предотвращения расстройств поведения.
Классификация четырёх типов темперамента Гиппократа-Галена (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик), получившая нейрофизиологическое обоснование в работах И.П.Палова (1923,1935), нашла широкое применение в психологии и педагогике. Учитывая тот факт, что чистые типы темперамента у людей являются/ скорее исключением, чем правилом, широкое практическое использование этого подхода привело к разочарованию и, более того, к вытеснению самого понятия темперамента из психологической и клинической практики. Данная теория была единственной признанной и доминировала более двух тысяч лет и только в XX веке предприняты попытки иного подхода к темпераменту
(Мясищев В.Н. 1957; Мерлин B.C. 1964, 1973; Теплов Б.М. 1962; Анохин П.К. 1968;НебылицинВ.Д. 1976; Русанов В.М. 1979, 1986, 1993; Колпаков В.Г. 1984, 1987, 1996; Кречмер Э. 1924, 1927; Sheldon W.H., Stevens S.S., Tucker W.B 1940, 1942; Eysenck H.J. 1951, 1956, Thomas A. and et. 1963, 1995, 1996; Persson-Blennow I. 1979, 1980; Strelau J. 1977, 1982; Chess S. 1996; McDevitt S.C. 1995, Carey W.B. 1997). Причём число публикаций постоянно увеличивается.
Ведущий отечественный подход основан на теории И.П.Павлова (1927-1935 ), В.Н. Мясищева (1957-1960) на концепциях Б.М.Теплова (1963), В.СМерлина (1964), В.Д.Небылицына (1966) на идеях П.К.Анохина (1968), получивших своё развитие в исследованиях - В.М.Русалова (1989, 1991, 1997) .
Однако, в медицинской психологии и клинической практике не нашли достаточного отражения современные подходы к темпераменту. Более того, само понятие "темперамент", в отечественной психиатрии и медицинской психологии последних десятилетий, можно отнести к исчезающим.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Изучение взаимосвязи эмпатии и характеристик темперамента
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
1. Обзор и анализ литература
2. Проведение эмпирического исследования по методикам.
Предмет - исследование темперамента и эмпатии в группе людей.
Предмет проблема темперамента и эмпатии в учебном процессе.
Гипотеза - существует взаимосвязь эмоциональных компонентов темперамента с характеристиками эмпатии.
Содержание работы
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ. 5
1.2. Психофизиологические и социально-психологические факторы формирования свойств темперамента. 12
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 15
II.1. Организация и методы исследования испытуемых 15
II.2. Результаты и обсуждение. 19
III. Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31
Использованная литература
- Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2001.
- Блонский П.П. Педагогические исследования. - М.: Педагогика, 1984.
- Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001.
- Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М.: Институт психологии РАН, 1995.
- Диагностика детей и взрослых. / Сост. Шмелев А.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003
- Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Эксимер, 1997.
- Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2004.
- Красовский Ю. Управление поведением. - М.: Инфра - М, 2004.
- Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. - Ярославль: Марта, 1998.
- Младший школьник. / Сост. Захарова А.И., Слободчиков В.И. - М.: Педагогика, 1989.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2004. - Т.1.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2004. - Т.3.
- Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989.
- Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение