Формирование индивидуального имиджа будущего педагога.
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Формирование индивидуального имиджа будущего педагога."
Автор работы: Ольга
Страниц: 44 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего преподавателя. Долгое время педагог рассматривался в качестве средства решения возникающих образовательных задач. Считалось, что его профессиональный успех определяет, сумма знаний и умений учащегося. Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не рассматривались.
Действовал внешний фактор имидж профессии, который, как предполагалось, должен создаваться государством. Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем. Однако в практике педагогической подготовки индивидуальный имидж либо рассматривается вне контекста других профессиональных и личностных качеств педагога, либо не соотносится с педагогической техникой, технологией, либо исключается из культуры педагогической деятельности как её компонент.
Степень разработанности. Ведущая роль культуры в становлении личности раскрыта в работах русских и зарубежных философов (Бердяев Н. А., Розанов В. В., Лихачев Д. С., Лотман Ю. М., Соловьёв В. И др.). Понятие "имидж" определено в работах Р. Арнхейма, В. Липмана, Э. Фромма, В. Франкла и др. Ряд ученых (Бенин В. Л., Соколова Л. Б.) включают имидж в показатели культуры педагогической деятельности; Абдуллина О. В., Кузьмина Н. В., Щуркова И. Е. в профессиональные качества педагога.
Социокультурная среда как пространство формирования имиджа охарактеризована в работах Аверинцева С. С., Бахтина М. М., Библера В. С., Новиковой Л. И. и др. Процесс формирования индивидуальности педагога сследован Гильмановым С. А., Петровским А. В. и др. Ориентация молодёжи на ценности культуры изучена Кирьяковой А. В. и др.
Личностно-ориентированный подход в рамках культурологического раскрыт Бондаревской Е. В., Якиманской И. С. И др. Пути повышения эффективности педагогического общения изучены Бондалевым А. А., Григорьевой Т. Г., Леонтьевым А. Н. и др. Однако в настоящее время идея формирования индивидуального имиджа как ценности и условия становления культуры педагогической деятельности будущего педагога ещё не изучалась в педагогической науке.
Ценность педагогического смысла индивидуального имиджа смещена в сторону внешних атрибутов: речи, манеры держаться, одежды, прически, макияжа, аксессуаров, а личностный, ценностный смысл индивидуального имиджа в современной философии образования практически не рассматривается. В условиях приоритета внутренней культуры человека, высокого профессионализма назрела необходимость поиска путей устранения противоречий между:
-объективной потребностью общества в учителе с индивидуальным профессиональным имиджем; -компонентом культуры педагогической деятельности и недостаточным уровнем его сформированности у выпускников педагогических учебных заведений;
-потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования индивидуального имиджа педагога и слабой разработанностью этой проблемы в педагогической науке.
Данные противоречия позволили выделить проблему исследования поиск, выявление и обоснование содержания индивидуального имиджа будущего педагога как взаимосвязи внешней и внутренней культуры. Выявленные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование индивидуального имиджа будущего педагога».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя в профессионально-педагогическом колледже.
Объект исследования: процесс формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя.
Предмет исследования: индивидуальный имидж будущего преподавателя как компонент культуры педагогической деятельности.
Гипотеза исследования: индивидуальный имидж будущего преподавателя как компонент культуры педагогической деятельности формируется эффективно, если:
а) сформирована мотивация студента на профессию учителя;
б) разработано содержание образовательного процесса по усвоению норм, знаний, умений, навыков культуры педагогической деятельности;
в) педагогическая деятельность по формированию индивидуального имиджа будущего учителя является рефлексивной по характеру.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия индивидуального имиджа будущего преподавателя как компонента культуры педагогической деятельности.
2. Определить критерии и показатели сформированного изучаемого феномена и на их основе разработать структурно-логическую модель процесса формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя с последующей проверкой ее эффективности.
3. Разработать научно-методические рекомендации для преподавателей и студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана и научно обоснована структурно-логическая модель процесса формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя, дащая возможность поиска новых подходов к изучаемому процессу в условиях вариативности образования;
- определены нормы и содержание культуры педагогической деятельности, лежащие в основе индивидуального имиджа будущего преподавателя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлены этапы формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя (мотивационно-целевой, собственно формирования индивидуального имиджа, результативно-оценочный), в соответствии с которыми спроектированы цели, содержание, методы и результаты исследуемого процесса;
Положения:
1. Под индивидуальным имиджем будущего преподавателя мы понимаем систему личностных и профессиональных качеств, психологических средств, к которым целенаправленно прибегает учитель с целью достижения культуры педагогической деятельности.
2. Критериально значимыми в процессе формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя являются мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоциональный компоненты.
3. Структурно-логическая модель формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя включает как инвариант принципы культуросообразности, единства личности и деятельности, компенсации, персонализации".
4. Эффективность формирования индивидуального имиджа будущего преподавателя обеспечивается:
- сформированностью мотивации студента на профессию преподавателя;
- разработанностью содержания образовательного процесса по усвоению норм, знаний, умений, навыков культуры педагогической деятельности на основе интегративно-культурологического подхода;
- активизацией субъекта в рефлексии педагогической деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1.1. Сущность культуры педагогической деятельности
Рассмотрение индивидуального имиджа будущего преподавателя как компонента культуры педагогической деятельности приводит к необходимости определения понятий «культура», «педагогическая культура», «культура педагогической деятельности». Рождение прикладных и фундаментальных педагогических исследований во многом обязано взглядам на природу культуры. Все процессы, происходящие в бществе, все социальные явления, оказываются, по мнению философов, феноменами культуры (П. А. Сорокин, Э. Б. Тайлор, Л. А. Уайт и др.). Мир культуры это «мир самого человека, от начала и до конца создаваемый им самим» (М. Блок, Ф. Бродель, М. Вебер, Й. Хейзинга и др.) [5, с. 78].
Методологическим основанием настоящего исследования стали следующие идеи:
культура это способ саморазвития человека и реализации его сущностных сил;
совокупность ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота;
способ человеческой деятельности, характеристика творческой, созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью; она включает общение людей различных культур; для личности культура выступает как «форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления».
Крупнейшие современные философы (С. С. Аверинцев, Ю. М. Лотман) развили идею о том, что культура имеет коммуникационную природу, это форма общения между людьми. Из многих определений культуры мы избрали то, которое имеет прямое отношение к обсуждаемой теме:
культура это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности, уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими ценностях. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации.
Содержание работы
Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1.1. Сущность культуры педагогической деятельности ..7
1.2. Профессионально значимые качества личности педагога .. 15
2.1. Междисциплинарный подход к оформлению теории имиджа 21
2.2. Формирование имиджа будущего педагога . 26
Заключение .. 38
Список литературы .. 42
Использованная литература
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М . 1996.
- Андреев В.И. Основы педагогики высшей школы. Учеб. пособие. Мн., РИВШ, 2005 194 с.
- Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. В 2 ч. Москва; Воронеж, 1996-1997.
- Березовик Н. А., Козулин А. В., Сманцер А. П., Жук О. Л. Основы педагогики: В 2 ч. Ч. 1. Мн., 1996.
- Березовик Н. А., Цырельчук Н. А. Теория и практика обучения: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2000.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М, 1995.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник нового типа. СПб., 2000.
- Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Гессен С. Основы педагогики. М., 1995.
- Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: От приема до философии. М., 1996.
- Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. Учеб. пособие. М., 1999.
- Жук О.Л. Педагогика. Учебно-методический комплекс для студентов пед. специальностей.- Мн., БГУ, 2003. 383 с.
- Зебра А.С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. Мн., Акад. упр. при Президенте РБ, 2005. 397 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.
- Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию. М., Педагогическое общество Росии, 1999. 288 с.
- Окунев А. А. Как учить не уча. СПб., 1996.
- Педагогика. Педагогческие теории, системы, технологии/Под ред. С. В. Смирнова. М., 1999.
- Педагогические мастерские: Франция - Россия: Пер. с фр. Л. М. Бе¬ляевой / Сост. Э. С. Соколова. М., 1997.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М., 1999.
- Подсласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высш. учебн. заведений, Кн. 1., Общие основы. М., Владос, 2005
- Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/Учеб. пособие. Мн., Тетра-системс, 2002. 544 с.
- Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К. А. Абульхановой и др. М., 1998.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000.
- Симо¬нов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педаго¬гическая академия, 1995.
- Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Изд. центр Академия, 2001. 480 с.
- Современная дидактика: Теория - практике / Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. М., 1994.
- Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
- Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в воп¬росах и ответах. Ростов н/Д., 1999.
- Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность.- М., Изд-во Владос-Пресс, 2003. 176 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика. Мн., 1998.
- Щуркова Н. Е. Культура современного урока. М., 2000.