Общесоциологические концепции в трудах Вебера
Контрольная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Общесоциологические концепции в трудах Вебера"
Автор работы: Витача
Страниц: 18 шт.
Год:2003
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выделил две модели действий человека в этой сфере. Первое, это иррационально-авантюрная модель, которая возникала ещё в древности и характерна для торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей финансово-торгового капитала, которые «делают» деньги, не производя товаров. Относящиеся к этой модели руководствуются имморальными правилами. Эта имморально-криминальная модель не исключает насилия, воинственных акций, разбоя и прочих средств, не отличающихся этической разборчивостью. Здесь имеют место бесцеремонность, агрессивность, правовой нигилизм.
Вторая модель рациональная. Она возникла в Европе в период Реформации, когда в протестантских странах стали ликвидировать монастыри, а от их бывших обитателей потребовали выполнения всех христианских заповедей в миру. Случилось так, что для приверженцев протестантизма труд стал приобретать религиозный смысл. Появилось убеждение, что Богу угодно, чтобы человек много и честно работал, что следует уповать на рационально организованный, систематический труд по производству товаров. Такое общественное умонастроение Вебер назвал «духом капитализма» , требующим рациональной организации всей жизни, умеренного рагматизма. Всё должно было стать целерационально.
Общесоциологические категории и методологические принципы служат формированию аппарата экономической социологии. Вебер выделяет две идеально-типические ориентации экономического поведения: традиционную и целерациональную. При этом вторая является доминирующей. Преодоление традиционализма, по Веберу, делает возможным дальнейшее развитие современной капиталистической экономики. Вебер формирует универсально-историческую модель развития капитализма как торжество принципа формальной рациональности во всех сферах хозяйственной жизни. При этом он отмечает, что подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами.
Вебер сделал попытку провести границу между правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в её институциональном, организационном характере, в наличии организационных групп специалистов-профессионалов: судей, прокуроров, адвокатов. Их предназначение было в том, чтобы строго следить за соблюдением правопорядка, а при необходимости наказывать виновных, для этого государство снабдило их соответствующими полномочиями. Моральные нормы, в отличие от правовых, лишены институциональности и осуществляют свои функции по-иному.
Вебер разработал концепцию легитимной власти в государстве, обозначив несколько типов легитимного государства. По мере исторического развития цивилизации вырабатывались всё более сложные формы взаимоотношений индивидуума и власти, общественных структур и политических институтов. Подробно всё это проанализировано в учении Вебера о типах легитимного государства, то есть такого государства, которое признается управляемым индивидуумом. Государство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает, и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией Вебер даёт анализ современных типических видов уступчивости. Вебер выделяет три разновидности подчинения, то есть обозначает три типа легитимного государства.
Первый тип легитимного государства, по Веберу, это традиционный. Чистейшим типом такого государства является, по определению Вебера, патриархальное государство. Это общество предшествовало современному буржуазному обществу. Тип традиционного государства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это общество делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. В отличие от других видов государства, именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице. Для традиционного государства характерно отсутствие формального права и соответственно отсутствие требования действовать, не взирая на лица. Характер отношений в любой среде сугубо личный. На примере сравнения современного западного чиновника с китайским Вебер показывает различие между рациональным способом управления в рациональном типе государства и способом управления в традиционном обществе. Китайский чиновник имеет прекрасное образование и воспитание, но он не управляет самостоятельно, всё в руках канцелярских служащих. Такой чиновник не придает никакого значения политическим обязанностям. Традиционный тип властвования основан не столько на законности, сколько на общем признании старых священных традиций и древних иерархий. При этом он включает в себя три разновидности власти: геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть монарха).
Содержание работы
Краткие биографические данные
Творческие периоды в научной деятельности Макса Вебера
Научные труды Макса Вебера
Общесоциологические концепции в трудах Вебера.
Концепция двух методов
Типы социальных действий
Рациональная и иррациональная мотивация поведения людей
Ориентации экономического поведения людей
Социальная нормативность и типы государства
Социология религии
Категория идеального типа
Заключение
Использованная литература
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Мысль, 1993.
- Бачинин В. История западной социологии / Бачинин В., Сандулов Ю. СПб., 2002.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
- Громов И. Западная социология / Громов И., Мацкевич А., Семёнов В. СПб., 1992.
- Радугин А. Социология / Радугин А., Радугин К. М.: Центр, 1996.