Языковой портрет педагога- хореографа
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Языковой портрет педагога- хореографа"
Автор работы: Надежда Александровна
Страниц: 32 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Языковая личность, как известно, всегда проявляет себя в конкретных социальных общностях (социогруппах, микро- и макросоциумах), которым она принадлежит и структура которой воздействует на саму языковою личность, прежде всего, как социальную и культурную. Если рассматривать языковую личность педагога в обычной для него коммуникативной среде, то это, прежде всего, учебное заведение, членом которой он является. Место работы относят ко вторичным малым группам (микросоциумам), в которые индивид входит, уже будучи членом групп первичных, формальных (например, семьи) или неформальных (круг друзей т. п.)
В малых социумах педагог как личность социокультурная и языковая вступает как в личные, так и в деловые формы коммуникативного взаимодействия. Это разграничение коммуникативных форм взаимодействия, предложенное Дж. Гамперцом, важно, например, для описания типов речевого поведения языковой личности в различных микро- и макросоциумах: личные формы взаимодействия связаны с такими микрогруппами, как семья, компания друзей или сверстников, круг людей, имеющих общие интересы (музыкальные, спортивные и т. д.), деловые – с такими, как учебная группа, курс, факультет.
Обычно любой человек является одновременно членом нескольких малых социогрупп, на что указывают многие лингвисты, занимающиеся данной проблематикой. Это же подтверждается и нашими материалами: педагог является членом своей семьи, у него есть своя компания близких друзей или подруг, он входит в какую-либо группу (“группировку”) по интересам (например, в компанию любителей аэробики), в том числе и деловым, и, конечно, выступает членом своего учебного заведения.
Социолингвистическая характеристика языкового портрета педагога должна при этом учитывать важный для описания его речи и речевого поведения (т. е. речевого портрета) момент: нормы и ценности разных малых социогрупп могут не совпадать или даже резко противоречить друг другу. Поэтому в своем поведении, в том числе – речевом, человек вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям. В речи это проявляется, например, в феномене “переключения кода”: личность использует разный набор речевых форм в соответствии с речевыми требованиями конкретных малых групп, а также разные типы и формы речи– литературный язык, разговорную речь, официально-деловой тип речи, обиходно-бытовую речь, жаргон, сленг и т. д. – в зависимости от типа коммуникативного взаимодействия и конкретной коммуникативной среды.
Например, в семье педагог использует один код – то, что называют “домашний язык” или ойколект. Обычная форма общения в семье, в зависимости от социального происхождения, образования, культуры, – устная разговорная речь, более или менее приближенная к литературной речи, или городское просторечие, иногда даже и региональный говор.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТЕМЕ
1.1 Языковой портрет личности: определение понятия
1.2 Невербальные средства общения
1.3 Основные факторы, влияющие на языковой портрет педагога
2 СОЗДАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТРЕТА ПЕДАГОГА ХОРЕОГРАФИИ
2.1 Некоторые общие особенности преподавателя хореографии
2.2 Особенности языкового портрета преподавателя хореографии
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алпатов, В.М. История лингвистических учений: учебное пособие: 2-е изд. испр./ В.М. Алпатов. - М.: Наука, 1999.- 134 с.
- Амонавили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амонашвили.— М.: Изд. Дом Амонашвили, 1995. - 496 с.
- Биркенбил, В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов/ В.Ф. Биркенбил.- Спб.: Питер.,1997. - 361 с.
- Богин, Г.И. Концепция языковой личности: Автореф. дисс. ... д. филол. наук/ Г.И. Богин. - М.,1982. - 26 с.
- Введенская Л.А. Руссий язык и культура речи/ Л.А Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашева.- М.: Феникс,2007.- 544 с.
- Вильсен, Гленн. Психология артистической деятельности/ Гленн Вильсон.- М.: Когито-центр, 2001.- 271с.
- Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография/ В.В. Виноградов.- М.: Наука,1977. - 312 с.
- Винокур, Т.Г. Речевой портрет современного человека / Т.Г. Винокур// Человек в системе наук.- М.,1989.- С. 361-370.
- Гамперц, Дж. Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. Пер. с англ./ Дж. Гамперц. - М.,1975. - С.336- 362.
- Ейгер, Г.В. Язык и личность: Учебное пособие/ Г. В. Ейгер, И.А Раппорт. - М.,1991. - 184 с.
- Земская, Е.А. Языковая игра / Е.А Земская, М. В. Китайгородская, Н.Н. Розанова; под ред. Е.А.Земской/ Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест.- М.,1983. - С.172-214.
- Иванова, Л. П. Речевые личности В.И. Даля и А.С. Пушкина (опыт сопоставления)/ Л.П. Иванова// Владимир Иванович Даль и современные филологические исследования: Сб. научных работ. – К., 2002. – С.212-316.
- Инфантова, Г.Г. Русский язык. Введение в науку о языке, лексикология, этимология, фразеология, лексикология. Учебник для ВУЗов/ Г.Г. Инфатова.- М.: Академический проспект.- 2002.- 227 с.
- Кандинский, В.В. О духовном в искусстве/ В.В. Кандинский.- М.: Искусство, 2003. – 424с.
- Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/ В.И. Карасик.- Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
- Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения/ Ю.Н. Караулов// Язык и личность.- М.: 1989.- С.3-8.
- Караулов, Ю.Н. Из опыта реконструкции языковой личности/ Ю.Н. Караулов// . Язык. Культура. – М.,1986. – С. 222-234.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов.- М.,1987. - С.98-123.
- Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие для университетов и вузов / Е.В.Клюев. - М.: «ПРИОР», 1998.- 192 с.
- Крысин, Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Л.П. Крысин// Русский язык в научном освещении.- М.,2001. – С.90-106.
- Максимов, В.И. Русский язык и культура речи: учебник / В.И. Максимов. - М.: Гардарики, 2000. - 314с.
- Мельник, А.А. Язык жестов/ А.А. Мельник.- М.: Рипол классик, 2003.- 448 с.
- Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время/ А.М. Мессер.- М.,1990.- 398с.
- Пиз, Алан. Язык жестов. Пер. с англ./ Алан Пиз.- Мн.: Парадокс.- 1995.- 416 с.
- Пиз, Алан. Язык телодживений. Пер. с англ./ Алан Пиз.- Н. Новгород,1994.- 241 с.
- Поваляева, М.А. Невербальные средства общения/ М.А. Поваляева, О.А. Рутер.- М.: Феникс, 2004.- 346 с.
- Пшенина, Т. Е. Дискурсное описание языковой личности Катулла: Автореф. дисс. к. филол. наук. / Т.Е. Пшенина. – Алматы,2000.- 27 с.
- Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции/ К.Ф. Седов.- Мж.: Лабиринт, 2004.- 320 с.
- Филатов, С.В. От образного слова - к выразительному движению/ С.В. Филатов.- М., 1993.- 483с.
- Фомин, А.С. Танец: понятие, структура, функции/ А.С. Фомин.- М.: Книга,- 1990.- 132 с.
- Шаховский, В.Н. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации / В.Н. Шахонский// Филол. Науки. –№6. - 1998. – С. 43-47.