Социальный портрет студента
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Социальный портрет студента"
Автор работы: Виктория
Страниц: 62 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Перемены, произошедшие за последние десятилетия в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание - наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. И в этом отношении изменения в мировоззрении населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом.
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной студенческой молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Цель работы - выявить основные социально-психологические черты современного студенчества.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. На основе теоретического анализа литературы выявить основные понятия проблемы социального облика современного студенчества, такие как ценностные ориентации, социальная и ценностная самоидентификация студенчества, понятие об условиях формирования личности студента в вузе.
2. Организовать и провести исследование специфики ценностных ориентаций студенческой молодежи.
3. Охарактеризовать подходы к решению проблемы определения социально-психологических черт современного студенчества через анализ ценностных ориентаций современных студентов.
Объект исследования современное студенчество как социальная группа.
Предмет исследования социальный облик современного студенчества.
Гипотеза: Мы предполагаем, что ценностные ориентации как основная составляющая социального облика современной молодежи имеют специфические черты, тесно связанные с положением студенчества в условиях меняющейся социально-политической и экономической обстаовки с стране. Проблема изучения социально-психологических особенностей современного студенчества достаточно глубоко исследована в литературе. К настоящему времени накоплен широкий пласт работ, посвященных изучению студенческой молодежи, ее запросов, исследованию места и значения студенчесвта в современных российских условиях. Велико и число практических исследований по этому вопросу. При написании данной работы использовались труды таких авторов, как О.А. Абдулина, О. Берак, А.Н. Шибаева и др., занимающихся проблемами современного студенчества. Особенно подробно проблему ценностных ориентаций современных студентов изучает О. Голубкова. В работе использовались также труды по психологии развития личности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1 Основные понятия проблемы социального облика современного студенчества 4
1.1Ценностные ориентации как важная черта социального облика современного
студенчества 4
1.2 Проблема социальной и ценностной самоидентификации современного
студенчества 13
1.3 Формирование личности студента в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа 20
2 Исследование специфики ценностной ориентации современного студенчества 24
2.1 Организация и методы исследования специфики ценостной ориентации
современного студенчества 24
2.2 Результаты исследования 30
2.3 Рекомендации по коррекции ценностных ориентаций молодежи 32
3 Ценностные ориентации как основополагающая черта социального портрета
современного студенчества 34
3.1 Основные социально-психологические особенности современного
студенчества 34
3.2 Социально-психологические особенности студентов, получающих
дополнительное образование 41
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 52
Использованная литература
- Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2003. № 3. - С. 12-15.
- Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. - 2003. № 3. - С.118 - 125.
- Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 301 с.
- Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. - 2004. № 10. С. 12-13.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, 2005. - С. 285 298 с.
- Воробьев Г.Г. Тест «Рыночное мышление» //Наше время. -2005.№ 7. С. 2-5.
- Воробьев Г.Г., Павлова В.В. Россияне все больше думают по-рыночному // Экономика и коммерция. - 2004. № 9. С. 5-8.
- Голубкова О.А. Ценностные ориентации в системе высшего образования // Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С.293-300.
- Голубкова О.А. Качество образования и профессиональная адаптация выпускников ВУЗа. // Материалы межвузовской научно-практической конференции: Организация и содержание образовательного процесса учебного заведения в электронной среде, ВСОК ВМФ. - СПб., Санкт-Петербургское философское общество 2004. - 518 с.
- Голубкова О.А., Клыгина А.В. Выбор ВУЗа и профессиональная карьера. // Материалы научно-практической конференции: Актуальные проблемы современного менеджмента в России: перспективы на будущее. - СПб.:, Деметра, 2004. - 492 с.
- Горлов О.А. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактическая и тропическая медицина. 2005. №2. С. 111-114.
- Доброрадных М.Б. Здоровье и имидж в ценностных ориентациях современных студентов // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГАФК, 2004. С. 274.
- Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социология молодежи. - 2008. - №5. - С. 29.
- Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. - 2005. - № 3 - 4. - С. 104 - 113.
- Клочко В.Е. , Галажинский Э.В. Самоорганизация личности: системный взгляд. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. - 154 с.
- Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 9-11.
- Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. - 2006. - № 3. С. 2-4.
- Коллонтай А.М. Студенты лохматые и студенты красные // Alma Mater. - 2004. - № 1. - С.65-69.
- Корнилов Т.Е., Григоренко Б.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. - 2005. - №5. С. 12-14.
- Красуля А.В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре // Материалы научно-практической конференции. - Харьков.: Изд. ХГУ, 2004. - 380 с.