Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Социология --> Социологические исследования: понятие, виды.

Социологические исследования: понятие, виды.

Москва

Реферат по предмету:
"Социология"



Название работы:
"Социологические исследования: понятие, виды."




Автор работы: Ольга
Страниц: 18 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

История возникновения и развития социологии неразрывно связана с эмпирическими (прикладными) исследованиями ис¬точниками новых знаний, необходимых как для обогащения тео¬рий, так и для регулирования социальных процессов .

Бурное развитие эмпирической социологии отмечено в XX в. Это обусловлено объективными социально-экономическими при¬чинами, а также развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень.

В России конкретные эмпирические исследования занимали вид¬ное место в научной жизни еще в дореволюционной период и особен¬но в начале 20-х гг. В первые годы советского периода они были диск¬редитированы идеологическим догматизмом. Право же на существо¬вание прикладная социология получила вновь в начале 60-х гг. Наибольшее количество изданий, посвященных методам прикладной социологии, появилось в 7080 гг., когда расширяется круг ученых, проявивших интерес к этой отрасли обществоведческой науки.

Прикладную социологию часто называют эмпирической социоло¬гией или упрощенно социологическими исследованиями.

На основе анализа преимущественной ориентации СИ послед¬ние иногда делят на теоретические и прикладные (эмпирические). Деление это достаточно условно и исходит из того, что в теорети¬чески ориентированном исследовании приоритет отдается науч¬ным, а в прикладном практическим задачам. При теоретической или прикладной ориента¬ции СИ неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же данные, но под другим углом зрения. Что же мы понимаем под СИ? Основные особенности социологического исследования мы и рассмотрим в данной работе.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование это система логически после¬довательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью получить объ¬ективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования .

Из определения следует, что СИ (как и прикладная социоло¬гия) состоит из трех уровней (групп задач): методологический, ме¬тодический и процедурный .

Под методологическим уровнем следует понимать основанную на определенной позиции автора (ученого) теоретическую (мето¬дологическую) точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения (интерпретации) социальных проблем, предмета и ре¬зультатов исследования.

Методический уровень выражается в теории измерения социа¬льных явлений и процессов и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации.

Процедурный уровень характеризует непосредственную органи¬зацию проведения самого исследования.

В результате подобного процесса познания мы получаем некую социологическую модель основу для объяснения изучаемого социаль¬ного явления.

Один из главных мотивов обращения к СИ потребность по¬лучения информации о той или иной социологической проблеме, требующей решения. Проблема это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных прак¬тических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы", позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Исходя из полученного заказа на изучение проблемной ситуа¬ции, социолог должен определить (выделить) именно такой вид СИ, который по своим характеристикам мог бы обеспечить в нуж¬ном объеме и нужное время получение необходимой информации для решения поставленных задач. Исходя из целей, глубины и спе¬цифики требуемого анализа предмета исследования и различаются (определяются) виды СИ (табл. 1).

Таблица 1.

Виды социологического исследования

Рассмотрим виды СИ подробнее.

Как уже отмечалось, СИ могут быть как теоретическими, так и практическими (эмпирическими):

 теоретические СИ ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, ана¬лиз общих противоречий;

 эмпирические СИ касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регули¬рованием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социа¬льных процессов.

Классификация по задачам:

 разведывательное исследование (его иногда называют пилотаж¬ным или зондажным) наиболее простой вид СИ, преследующий цель получить оперативную социологическую информацию;

 описательное исследование преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении.

Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но без очень глубокого проникновения в существо дела; в ходе проведения аналитического исследования требуется выя¬вить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Устанавливается связь между характеристиками изучае¬мого явления, определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Это самый сложный и глубокий вид СИ. Разновидность аналитического исседования эксперимент, наиболее сложный вид СИ. В социологии эксперимент служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы не¬посредственно на практике.

К примеру, мы выдвинули гипотезу, что определенные изменения в организации учебного процесса студентов могут привести к более глубоко¬му усвоению знаний. Для этого в одной группе реализуются данные изме¬нения, а в контрольной нет. Эксперимент проводится в течение семест¬ра (года), затем анализируются результаты. Разумеется, это лишь упрощен¬ная схема с целью дать некоторые представления о данном виде исследования.

Классификация по частоте проведения:

 разовое исследование дает возможность получить знания о со¬циальных явлениях и процессах на текущий момент:

 повторные исследования исследуют явления, проблемы в дина¬мике, изменении, развитии.

Классификация по масштабности: международные; общена¬циональные; региональные; отраслевые; локальные и другие виды СИ.

Наряду с основными критериями различия видов СИ (по глу¬бине, степени сложности эмпирического анализа и т.д.) могут использоваться и другие критерии, например особенности метода сбора информации, форма и характер проведения СИ. Так, в зави¬симости от применяемого метода сбора эмпирических данных раз¬личают три вида СИ: опрос, наблюдение, анализ документов.

Из этого не следует, что социолог не волен свободно выбирать любой вид СИ. Предопределенность такого выбора обусловлена как минимум двумя обстоятельствами: цель, практическая либо на¬учная целесообразность исследования, а также сущность и особеннос¬ти того явления, которое предстоит изучить.

В классическом (полном) эмпирическом СИ можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важ¬ных процедур:

1) подготовительный (разработка программы иссле¬дования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выво¬дов и рекомендаций).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 4

2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8

3.ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Использованная литература

  1. Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.
  2. Гражданников Е.Д. Методика и техника социологических исследований.- Новосибирск, 1975.-С.169-70
  3. Гречихии Б.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.- С.64
  4. Гурко Е.И. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984.
  5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.
  6. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология.- М.Инфра-М, 2006. 390с.
  7. Маршак А.Л. Социология.- М.: Высшая школа, 2002.- 540с.
  8. Молчанов В. И. Применение ЭВМ в социологи¬ческом исследовании//Социологические исследования. № 1. 1974.
  9. Тавокнн ЕЛ. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. Ч. 1, 2. М., 1989.- С.123
  10. Устинов В. А., Деее А. С. Опыт применения ЭВМ в социологиче¬ских исследованиях. Новосибирск, 1967
  11. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.. 1969.
  12. Ядов В. А. Социологическое исследование. С. 226. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
  13. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.
  14. http://articles.excelion.ru/science/filosofy/44424182.html


Другие похожие работы