Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Философия --> Реферат по философии религии: Экзистенциализм о Боге и человеке

Реферат по философии религии: Экзистенциализм о Боге и человеке

не указан

Реферат по предмету:
"Философия"



Название работы:
"Реферат по философии религии: Экзистенциализм о Боге и человеке"




Автор работы: Юлия
Страниц: 14 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

§ 2. «Философская вера» К. Ясперса

В центре философии Ясперса стоит понятие философской веры. В отличие от веры религиозной, философская вера присуща всем людям и, таким образом, человечество имеет единой происхождение и единый путь развития. Причем каждый человек имеет шанс на спасение, поскольку существует трансцендентное, которое говорит миру и от которого человек не может отвернуться: «изначальность веры в Бога запрещает всякое посредничество» . История определяется духовными факторами, особенно связанными с экзистенциальной жизнью, а следовательно, с проникновением в трансцендентное . Причем каждая историческая эпоха отличается своей специфической ситуацией. С рождением философской веры (800 200 гг. до н. э, этот период Ясперс называет «осевым временем» ) история получает смысл, единый для всех народов, формируется современный тип человека. «Пробуждение духа» в этот период дало начало новой (коммуникационной) истории человечества. В нем же следует искать выход из настоящего кризиса.

Вера, согласно Ясперсу, не может основываться исключительно на иррациональном, философская вера существует только в союзе со знанием. Проблема разума и экзистенции это проблема универсального и уникального, всеобщего и единственного. И эта проблема решается с помощью «экзистенциальной коммуникации» как формы соединения разума и экзистенции, вне которой невозможна и человеческая свобода (экзистенция). Истина, по Ясперсу, это то, что можно сообщить другому, то, что объединяет «Я» и «Ты». Истина носит личностный характер, то есть у каждого индивида она своя. Критерий же исины заключается в ее сообщаемости.

Если экзистенция это бытие, то разум вносит в нее начало понимания изначально темного бытия. Экзистенция с особой силой открывается человеку в «пограничных ситуациях» - в болезни, в смерти, в страданиях. Лишь пережив хрупкость своего существования, человек открывает для себя трансцендентный мир.

Ясперс считает, что без Бога мир не имеет смысла. Трансценденция оказывается особым видом бытия, в котором укоренено человеческое существование и которое это существование определяет. Понятие «объемлющего» (от «апейрона» Анаксимандра) обозначает абсолютную реальность, в которой заключены мир и человек в нем. Эта реальность расчленена на «бытие-в-себе» и человеческое бытие (бытие, которое есть мы сами).

Итак, трансценденция есть вид бытия, в котором укоренена экзистенция. Экзистенция же оказывается проявлением трансценденции. Задача же философии состоит в улавливании присутствия трансценденции в мире. Философская вера является актом экзистенции, в котором трансцендентное познается в его действительности.

Ясперс выступает против мистицизма, авторитаризма и схоластики: «Все так называемые доказательства не только не доказывают существования Бога, но соблазняют и Бога превратить в мировую реальность, которая, так сказать, установлена на границах мира как некий выступающий там второй мир. В таком случае они затемняют мышление о Боге» . Тем не менее с годами он все более склоняется к теистической позиции: «Он все более и более тяготеет к подчеркиванию символического характера мира и всех его событий. Для философской веры все это - знаки Бога. Даже исторические несчастья и разрушения могут быть для нее знаками или указаниями на Бога. Поскольку крушение человеческих идеалов и надежд раскрывает конечность и преходящий характер всех вещей и является знаком того, что, хотя все конечное исчезает, Бог остается. Более того, Ясперс, кажется, теперь придает большую важность традиционным доказательствам бытия Бога, чем раньше. Он не рассматривает их как логически удовлетворительные доказательства, однако он более склонен к тому, чтобы признать их вечную ценность как знаков Бога или как формализованных выражений, осознания человеком связи вещей с Богом» .

§ 3. Бог в философии Г. Марселя

Марсель принимает католичество в 1929 г., в возрасте 40 лет. Он считал католичество с его универсалистскими тенденциями и терпимостью наиболее полным выражением христианства. Однако, получив религиозное воспитание в протестантской семье, философ в своем учении проводил необходимость нравственной требовательности личности к себе, поиска Бога в душе, отказа от рационалистических традиций доказательства бытия Божия. При этом Марсель никогда не придерживался ортодоксального учения, отрицательно относился к схоластике и метафизике неотомизма, будучи более склонен к августинианству. При этом он весьма почитал греческих отцов церкви, например, Григория Нисского. Философ отрицал значение конфессиональных разграничений в вере. Кроме того, с годами он все более обращается к духовным традициям античности (к атмосфере предхристианства в частности, к философии платонизма). Недаром он называет свою философию «христианским сократизмом».

Бог понимается Марселем как направление человеческой интенциональности, как ответ на призыв и как источник света, в котором совершается духовное преображение человека. Однако, философия Марселя не является интуитивизмом или иррационализмом, поскольку ей присущи рационалистическая манера рассуждений, строго логический подход к анализу субъективного опыта и переживаний, диалектическое развитие диалога с читателем. Кроме того, для философии Марселя характерны: отсутствие догматизма, незаданность результатов дискуссии. Например, Марсель считает, что христианство, настаивая на необходимости отречения от мира и аскетизме, порождает чувство опустошенности, обесценивания мира, и, таким образом, способствует десакрализации мира людей.

Граница между верой и философией в учении Марселя трудноразличима, так, например, он часто обращается к теме христианской благодати с методом сократического анализа. Вероятно, в основе этого лежит убежденная внеконфессиональность Марселя: его прежде всего интересует обыкновенный человек и верит он в «Бога в душе» и в сакральность человеческой экзистенции.

Итак, представители теистического экзистенциализма рассматривают Бога как источника надежды для человека, как возможность преображения последнего, как некую иррациональную основу человеческого существования. При этом подчеркивается важность для человека именно наличной ситуации и онтологическое значение так называемых «пограничных состояний», с помощью которых человек получает возможность прорыва в трансцендентное. Характерно также отрицание догматизма и конфессиональной избранности любой человек вне зависимости от конфессиональной принадлежности может прикоснуться к трансцендентному. Представители же атеистического экзистенциализма отрицают существование Бога как абсолютного бытия, поскольку они считают, что такое бытие не может обладать сознанием, иначе оно не было бы тождественным самому себе. Отрицание Бога лишает человека опоры и отсюда столь характерные для атеистического экзистенциализма темы бунта, абсурда и тошноты (например, в учении Альбера Камю вера в осмысленность жизни является лишь еще одним проявлением ее абсурдности)..

Содержание работы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теология экзистенциализма 5

§ 1. Учение о вере С. Кьеркегора 5

§ 2. «Философская вера» К. Ясперса 6

§ 3. Бог в философии Г. Марселя 7

Глава II. Антропология экзистенциализма 9

§ 1. Человек и свобода у С. Кьеркегора 9

§ 2. Экзистенция в учении К. Ясперса 9

§ 3. Человеческое «Я» в учении Г. Марселя 11

Заключение 13

Список используемой литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Философия экзистенциализма (от лат. existentia существование) возникает в рамках неклассической философии и берет начало в творчестве датского мыслителя С. Кьеркегора. Согласно положениям немецкой классической философии, и человек, и природа могут быть выражены в философских категориях. Экзистенциализм утверждает, что в философских категориях могут быть выражены лишь природные явления, бытие же человека можно исследовать через то, в чем осуществляется его бытие именно как человека, то есть в экзистенциале, человеческое бытие уникально и не может быть выражено на языке понятий. Бытие не является прозрачным для мышления, оно постоянно ускользает от рациональной мысли. Все, происходящее на подсознании, различается у разных людей. Набор экзистенциалов одинаков для всех, в них сочетается как логическое мышление, так и переживания. Экзистенциалы существуют на подсознании и определяют нашу жизнь, наше мировоззрение, настраивание человека самим собой, иными словами, они формируют наше восприятие «я». Именно экзистенциалы оказываются первоосновой, жизненные же обстоятельства всегда вторичны. Экзистенциалы не переданы человеку чем-то сущим вне его. Первым экзистенциалом является свобода, она дает нам переживание своего «я». Существуют также такие экзистенциалы, как смерть (свободу может переживать только смертное существо, а переживание своей конечности оказывается характерным признаком человека), страх (причем страх может наличествовать не как боязнь чего-то конкретного например, как боязнь небытия), совесть, забота, вина. Итак, экзистенциалы суть то, что формирует наше бытие, они имеются только у человека.

Философия экзистенциализма во второй половине XX столетия получает развитие как международное философское течение, по-видимому, вследствие распространения всеобщего разочарования, потери веры в существование гуманистических ценностей, наступивших в период между двух мировых войн.

В рамках экзистенциализма развивались различные философские течения, так, многие представители экзистенциализма расходятся в трактовке исходной для них категории существования: Хайдеггер определяет экзистенцию как «бытие-в-мире», подразумевающее единство человеческого бытия и мира, Сартр использует понятия «в-себе-бытие» (как нечто инертное, только предполагающее человеческое сознание) и «бытие-для-себя» (вечно развивающееся сознание, тождественное существованию). В религиозном экзистенциализме категория существования связывается с понятием Бога.

Между тем, оказывается возможным выделить общие понятия и положения, характерные для экзистенциализма в целом. Во-первых, это антропоцентризм: существование всегда неповторимо, а человек, заброшенный в иррациональный мир, ведет неподлинное, отчужденное существование, смысл которого осознается только в «пограничной ситуации». Во-вторых, экзистенциализм антисциестичен и иррационален. Полемизируя с философами-просветителями, утверждавшими безусловную прогрессивность науки, представители философии существования считают, что наука, как не могущая быть руководством в поиске «смысла жизни», не имеет ценности для мировоззрения. Помочь найти «смысл» может лишь философия, непосредственно связанная с исследованием внутреннего мира человека, осмыслением его забот и переживаний. Кроме того, классический экзистенциализм пессимистичен, поскольку не видит выхода из неподлинного человеческого существования и обращается к его трагическому исходу.

Итак, проблема человека является основным вопросом философии существования. Но поскольку экзистенциализм интересует именно внутренний мир человека, неизбежным становится и осмысление проблемы Бога и религии. Экзистенциализм обычно подразделяется на атеистический и теистический (религиозный), причем среди представителей последнего встречаются представители разных религиозных направлений: католики (Г. Марсель), протестанты (К. Ясперс), теологи (П. Тиллих, К. Бультман) и др.

Структуру работы обусловливают ее задачи. Целью настоящего исследования является рассмотрение теологии экзистенциализма в учениях философов теистического направления (ссылки на положения атеистического экзистенциализма будут приводиться по мере надобности), их представления о Боге, рассуждения о доказательствах бытия Божия. Далее предполагается рассмотреть соответствующие понятия о человеке указанных философов. Наконец, следует сопоставить полученные выводы с традиционным учением о Боге и человеке (господствующим в христианской традиции и получившим дальнейшее развитие в европейской философии) и выяснить, в чем же именно заключается своеобразие такого явления, как философия существования.

ГЛАВА I

ТЕОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Как уже было отмечено, экзистенциализм подразделяется на теистическое и атеистическое направления. К первому относят творчество таких философов, как Карл Ясперс и Габриэль Марсель (в некоторых изданиях к нему также причисляют русских философов Н. Бердяева и Л. Шестова). К атеистическому направлению принадлежит творчество Мартина Хайдеггера, Жана Поля Сартра и Альбера Камю. Правда, ни К. Ясперс, ни М. Хайдеггер, ни Г. Марсель не соглашались считать свою философию экзистенциализмом, в отличие от Сартра, поэтому философия существования нередко отождествляется с творчеством последнего. В контексте настоящего исследования видится целесообразным рассмотреть теологию С. Кьеркегора (как крупнейшего представителя иррациональной философии, многие положения которого стали ключевыми в творчестве философов-экзистенциалистов XX века), К. Ясперса и Г. Марселя, поскольку упомянутые выше русские философы развивали свои философские воззрения в рамках иной традиции и других условий, так что и сама принадлежность их к экзистенциализму не является безусловной и единогласно принятой. Также в рамках данной работы не будет рассматриваться творчество П. Тиллиха и К. Бультмана, поскольку они хотя и сходились в ряде положений в экзистенциалистами, однако, не являются характерными представителями философии существования.

Использованная литература

  1. Григорьян Б. Т. Карл Ясперс // Философы двадцатого века. Книга первая. М, 2004 367 с.
  2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде (перевод А. М. Руткевича) // Сумерки богов. М., 1990.
  3. Коплстон Фредерик. История философии. XX век / Пер. с англ. П.А. Сафронова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. - 269 с.
  4. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм (перевод А. А. Санина) // Сумерки богов. М., 1990.
  5. Тавризян Г. М. Габриэль Марсель // Философы двадцатого века. Книга первая. М, 2004 367 с.
  6. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / сост., авт., предисл. и вступит ст. Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. М., 2006. 544 с.
  7. Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. А. А. Михайлова. Минск, 2000 192 с.
  8. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение / Пер. с нем. К. В. Лощевского. СПб., 2000 272 с.


Другие похожие работы