Познание как предмет философского анализа
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Познание как предмет философского анализа"
Автор работы: Елена
Страниц: 17 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Сущность и смысл познания
Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis – познавание, узнавание; познание, знание и episteme – знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология – это знание о знании. Поэтому часть специалистов предпочитает говорить именно о теории знания, а не «познания», так как в последнем слове оттенок познавательного процесса выражен сильнее. (В западных языках этой проблемы не существует; там в научный оборот введен термин «теория знания», например, по-английски theory of knowledge.) Но в последние десятилетия ученых все больше интересует сам процесс получения знания, его приращения, развития, а это уже предполагает изучение достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учета личностного фактора в познавательной деятельности .
Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. При ее рассматрении, философы выражают свое отношение к истине, отвечают на вопрос о том, существует ли принципиально непознаваемое. Позиция философа в отношении познаваемости мира зависит, прежде всего, от его понимания познания: является ли познание отражением объективного мира. Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и ее гносеологических функциях.
Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Представляя знание как результат процесса познания, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем, что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось самостоятельные отрасли философии – философию науки и эпистемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного познания .
Содержание работы
Введение 3
1. Сущность и смысл познания 3
2. Проблема познаваемости мира в различных философских традициях 6
3. Виды познания 10
4. Субъект и объект познания 12
5. Философские концепции истины 14
Заключение 17
Список литературы 18
Использованная литература
- Спиркин А. Философия: учебник для вузов /А. Спиркин. – М. : Гардарики, 2007. – 735 с.
- Алексеев А. Философия в вопросах и ответах /А. Алексеев. – М.: Проспект, 2007. – 336 с.
- Барковская, А. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. Барковская. – Минск: Тетра-Системс, 2009. – 160 с.
- Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений / И. Смирнов, В. Титов. – М., 1998. – 288 с.
- Канке В. Философия. Учебное пособие / В. Канке. – М.: Логос, 2007. – 376 с.