Проблемы человека в современной философии
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Проблемы человека в современной философии"
Автор работы: Валерий
Страниц: 14 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!.
В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: Что такое человек? остается по-прежнему актуальным.
В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им формулу счастья.
Человек историчен и преходящ во времени; он не рождается разумным, а становится им на пртяжении всей жизни и истории человеческого рода.
1. Человек, как проблема для самого себя
В ХХ веке мир окончательно утрачивает качество монолитности, становится мозаичным, человеку все трудней связать себя с определенной, устойчивой системой внешних обстоятельств. Что есть «человек»? Каково его место и роль в этом мире? Что такое внутренний мир человека, каковы пути его духовного становления, осознания себя личностью? Это вопросы философские, извечные вопросы.
Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком. Сократовское «познай самого себя» - это установка на постоянное задавание этого вопроса, на удерживание его в горизонте всей своей жизни.
Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам - миру свободы и миру необходимости. Человек не чувствует себя дома ни в одном из миров, он и зверь, и ангел, и тело, и душа.
Природа человека - это противоречие, имманентное (внутренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть.
Природа человека - это стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа. Человек прежде всего - живое природное существо. Он обладает пластичностью, несет на себе следы природной и культурной эволюции. Культура накладывает глубокий отпечаток не только на поведение человека, но и на его своеобразие. Именно поэтому отдельные ученые, указывая на способность человека изменять самого себя, приходят к выводу, что никакой однажды преднайденной природы человека нет. Подобная позиция характерна для тех мыслителей, которые отстаивают мысль об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Многие философы считают: хочешь проникнуть в тайны человека, изучай те или иные пласты культуры, ибо индивид отражает ее изменчивые формы.
Самопознание, осознание себя - процесс многоэтапный, постепенный.
На первом - общефилософском - уровне человек осознает себя двояко: либо как результат божественного творения, либо находит рациональное объяснение человека как одной из естественных форм бытия. Независимо от вариантов, то, что нам известно о мире человека, доказывает, что он - существенный, сложный, высокоорганизованный процесс, который является продуктом развития сущности наиболее общих закономерностей бытия.
На втором - социально-философском - уровне познается специфика социальной формы бытия. Ее суть в том, что изначально объективные по своему содержанию потребности людей субъективируются, преобразуясь в их цели, мотивы, установки. Эти духовные компоненты создают мир «второй природы» - технологического базиса и обусловленных им отношений и структур.
Так в условиях социума происходит круговорот объектно-субъектных взаимозависимостей, они - главный предмет общесоциологической теории.
В отличие от общефилософской и социологической специфики познания человеком самого себя, на уровне «третьей природы» человек выступает как творец активно-преобразующей деятельности с присущими ей значениями, символами, нормами, ценностями, идеалами, то есть смыслами.
Эволюция осознания человеком себя как творца культуры - отражение его становления как цивилизованного и культурного существа. Благодаря способности к творчеству человеческая деятельность обладает такими уникальными качествами, как преобразующий характер, универсальность и динамизм. Эти качества обусловливают необходимость разрешения противоречий между первой - естественной, второй - техногенной и третьей - культурной природой человека.
Помимо понятий «природа человека», «сущность человека» существует также понятие «личность», характеризующее человека с позиций возможного.
Человек - индивидуальное социальное существо. В отличие от конкретного эмпирического человека, одного из многих (индивида), личность с философской точки зрения есть степень воплощенности в отдельном человеке сущности человека. Можно определить личность как человека, который в индивидуальной мере и формах усваивает и преобразует свою социальную сущность. В этом смысле народ, в отличие от обезличенной массы, состоит из личносте - творцов материальной, социальной и духовной культуры.
Содержание работы
Введение 3
1. Человек, как проблема для самого себя 4
2. Единство природного, общественного и духовного в человеке 7
3. Человек, как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования 11
Заключение 14
Список литературы: 15
Использованная литература
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.:Республика, 1999, 383 c.
- Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология.// Буржуазная философская антропология XX века. М.:Наука, 1996, с. 239-259.
- Мельвиль Ю.К. Прагматическая философия человека. // Буржуазная философская антропология XX века. М.:Наука, 1996, с. 104-118.
- Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики. // Вопросы философии, 1995, N 8, c. 92-102.
- Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблема человека в западной философии. М.:Прогресс, 1998, c. 504-518.